Итальянский психолог Лорис Малагуцци придумал красивую метафору: ребенок с рождения говорит "на 100 языках". То есть ребенок говорит с миром и выражает себя разными способами – через рисунки, пение, игру. Но взрослые часто пытаются заглушить 99 языков. Родителям стоит слушать ребенка и научить его использовать эти "языки" в повседневной жизни.
Мне кажется, что один из языков для 10-13-летних – изображение лиц и человеческих фигур (в том числе автопортрет). Это занятие младшим подросткам представляется увлекательным, так как именно в этом возрасте наблюдается большое стремление выразить себя через изображение в рисунке.
Ребёнок состоит из сотни.
У ребёнка сто языков,
сто рук, сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто, всегда сто
способов слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать,
сто миров,чтобы совершать открытия,
сто миров,чтобы делать изобретения,
сто миров,чтобы мечтать.
У ребёнка сто
(и ещё сто, сто, сто) языков,
но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты –
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребёнок говорит:
сотня здесь.
Лорис Малагуцци
Комментариев нет:
Отправить комментарий