Поиск по этому блогу

среда, 4 апреля 2018 г.

"Бреем бороды", визуализируем, развиваем критическое мышление на уроках окружающего мира

Изучение исторических личностей на уроках окружающего мира является важнейшим условием понимания детьми хода исторического процесса.
Смена декораций в нашей исследовательской "лаборатории" оглашается единогласным детским "О-о-о!" Создание атмосферы. Парты не "коробочкой", а "уголком" (расположение новое, но не случайное - дети узнают об этом позже). "Петр I, Михайло Ломоносов - великие реформаторы". Шесть групп в "уголках" (предполагается попеременная работа в группе, работа в паре). 
Продолжая работать с лентой времени, дети получили задание выбрать исторического персонажа для создания тантамарески (в паре). "Выбрать", но как? Предлагаю решить непростую для четвероклассников задачу: "Ранжирование исторических личностей по степени их влияния на ход истории" (с обязательной аргументацией выбора). Аргументировали, спорили. Почему-то у детей получилось так.
Еще больше спорили, когда предложила удалить "наименее значимых" (групп-то шесть, а персонажей - восемь). В список "удаляемых" попали Калита, Рюрик, Иван Грозный. Предлагали, доказывали друг другу, приводя подтверждающие точку зрения факты, соглашались, защищали, не соглашались... оставили восемь.
Далее каждая пара выбирала персонажа и создавала о нем тантамареску. 
Играли с исторической информацией. Ребенок надевает "образ" персонажа, не зная, кто он. Задает вопросы, класс отвечает, наталкивая на ответ. По ходу комментировали особо удачные/неудачные вопросы.
Делали подсчет голосов "самых популярных исторических персонажей" (здесь важен не результат, а сам процесс: "будь убедителен, докажи свою точку зрения, опираясь на факты").
Работали с информацией о Петре I - "брили бороды" на своих концепт-картах (то есть огромное количество фактов преобразовывали - визуализировали). Вот такие ленты текстов превращали в визуальные образы-картинки (дети научились делать визуальные конспекты, когда изучали Древний мир - там сплошные образы).
В случае с Петром Великим детям было легко и просто. Ведь мы запоминаем, когда чем-то очень увлечены, когда нам понятно, интересно, эмоционально. Последний русский царь всея Руси и первый Всероссийский Император не просто личность, которая повлияла на ход истории - национальный гений, просветитель, спаситель России, человек, который открыл глаза простому народу на европейский стиль жизни и правления, не боялся ошибаться (мое любимое: "Есть желание, - тысяча способов; нет желания, - тысяча поводов!") Информация в учебнике - так себе, но дополнительные источники дети воспринимали легко (интересно, понятно, эмоционально). 
Написали сочинение-рассуждение "Почему Петр I получил прозвище Великий?" (здесь предстоит работать и работать - мысли есть, конструкции строить будем учиться).
О М.В.Ломоносове информацию добывали, работая в группах. Исследовали разные этапы жизненного пути, визуализировали, кодировали информацию, работали с концепт-картой, результаты презентовали.
После уроков на доске обнаружила послание от моих детей. Неожиданно и приятно...

3 комментария:

  1. Спасибо, Елена Анатольевна, за то, что делитесь своим опытом.

    ОтветитьУдалить
  2. А если еще учесть, что портреты исторических личностей на стенах класса написаны самой Еленой Анатольевной!!! Дети не могут не понимать и не ценить такой самоотдачи педагога! Каждый урок - это авторская работа. Спасибо Вам, Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
  3. Елена Анатольевна, впечатлена! Уроки такие разнообразные. А про стены я молчу. Слов нет - одни эмоции. Сильные эмоции, яркие.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить