Работа вне стен классной комнаты. 1 класс, октябрь, тема учебного занятия "Что растет на клумбе?", предметные области: окружающий мир, чтение, письмо, математика, ИЗО, технология. В рамках предмета "Окружающий мир", в свою очередь, коснулись тем: части растений, растения комнатные, растения цветников, ядовитые растения, растения-суккуленты, растения водоемов, лекарственные растения, садовые, растения-бессмертники, живая-неживая природа-рукотворный мир. Вспомнили про правила поведения в живой природе, об уважении к созданному руками человека. Работали на ферме Артека. Подходящее место, время. Цветники!
Попросила маму Давида (Машу Л.) сделать фото растений, составляющих цветники на территории фермы. Важно было использовать фото не из интернета, чтобы "портреты" цветов, которые встречаются на клумбах фермы Артека, были детьми узнаваемы. Используя эти фото подготовила мини-энциклопедию, которая включала в себя 23 растения (среди них 17 растений цветников и, чтобы чуть запутать - комнатное, растение водоема, растение-суккулент, ядовитое растение, лекарственное, садовое). Порядок страниц в энциклопедии отличался у каждой группы (чтобы не толпились у одного растения).
Как работали:
1 этап. Распределили роли в группе и ролевые обязанности: эксперт, тайм-спикер, писарь, художник. Групп у нас было 7 - по 4 человека в каждой. (5 минут).
2 этап. Работали с основой под будущую клумбу. Выделяли отдельным цветом "кораблик" на большом шестиугольнике, состоящий из трех частей, где должны будут появиться части выбранного растения (цветок, стебель, лист). (5 минут).
3 этап. Создавали каждый свою "клумбу" в группе. Необходимо было выбрать растение в мини-энциклопедии, прочитать/просмотреть информацию о нем, найти заветное слово "клумба" в тексте, выделить это слово маркером-текстовыделителем, отправиться на поиски этого растения, опираясь на его "портрет", который приводился ниже текста, и, если такое растение нашли, зарисовать его на одном из флажков своего общего шестиугольника, ниже написать "имя", опять же с опорой на энциклопедию. И так шесть раз. В результате у каждой команды появилась своя клумба, отличающаяся от других групп не только качеством зарисовки, но и содержанием (ведь предлагалось 17 разных "цветниковых" растений, страницы в энциклопедии расположила в разном порядке, подбор растений дети осуществляли самостоятельно). (30 минут).
4 этап. Эстафета "Части растений". Команды передавали друг другу свои "клумбы" (первая - второй, вторая - третьей…седьмая - первой) и заполняли "кораблики" (стебель, лист, цветок). Требовалось найти цветок на чужой клумбе, потом найти это растение на цветниках фермы, рассмотреть его стебель, лист и зарисовать. Здесь начались интересные неожиданности. Ребята находили ошибки в работе соседней группы (не орфографические, разумеется, а в написании названия и организационные). Исправляли. На этом этапе работали уже быстрее, так как освоили территорию. Но удивлялись, когда находили названия незнакомых цветов на рисунках клумбы другой группы. И здесь снова находили ответ в энциклопедии. (15 минут).
5 этап. Работа в маленьком шестиугольнике. Каждая группа готовила тестовое задание на тему "Что общего у разных растений?" с опорой на свой опыт (нужно было зарисовать именно то растение, части которого смогут вспомнить, то есть знают наверняка, как выглядят корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами). Возникло затруднение не только с подземным органом. Начали внимательно присматриваться вокруг. (10 минут).
6 этап. Игра "Инспекторы". Осваивали территорию фермы с заданием: считать предметы на территории (живая природа, неживая природа, рукотворный мир - с этими понятими работали ещё в классе, договариваясь об условных значках) и зарисовывать в треугольники по периметру шестиугольника. Например, ребята увидели: 1 Медведь-гора, 2 озера, или 2 павлина, 2 информационных стенда, 3 козы…, 16 уток. Уточнять количество осликов, свинок, павлинов, коней, собак, садовых деревьев ребята могли у сотрудников фермы, которые находились рядом и очень доброжелательно отвечали на их вопросы. Возле каждого рисунка рисовали символ (цветочек, если живая природа, солнышко – неживая, человечек – рукотворный мир). (10 минут).
7 этап. Подведение итогов. (5 минут).
8 + 10 минут на перемещение по территории. Для отработки навыка организации деятельности в ограниченном отрезке времени использовала музыкальный сигнал переносной колонки. Территория большая. Перед каждым этапом я напоминала, сколько времени можно потратить на работу. Договорились с ребятами, что звук веселой мелодии из колонки - сигнал общего сбора. Группы, которые справлялись с заданием раньше остальных, танцевали на свежем воздухе (сами придумали). Ребята очень старались уложиться в отведенное на этап время. Не успели устать. За полтора часа занятия (!) справились.
8 этап. Работа в классе на следующем уроке окружающего мира (10 минут). Отвечали на вопросы. Каждая группа демонстрировала продукт своей деятельности. Делились впечатлениями. Оценивали свою работу. Работали над ошибками. Рефлексировали.
На заметку. Цветники и клумбы в чем разница? Клумбы и цветники - понятия близкие, но клумбой называют не всякий цветник. Основные признаки клумбы: четкая форма, часто геометрическая; замкнутый контур; как правило, поверхность клумбы в той или иной мере приподнята. Как клумбы, так и цветники принято разделять на регулярные и нерегулярные. А еще есть рабатки, миксбордеры, бордюры, рокарии, розарии, иногда говорят о массивах, арабесках и партерных цветниках. В общем, разбираться и систематизировать будем в старших классах. В этом нам поможет познавательная активность, которая постепенно формируется в ходе таких нетрадиционных учебных занятий. Целью этого учебного занятия было разобраться ЧТО растет на клумбе?
Комментариев нет:
Отправить комментарий