Поиск по этому блогу

четверг, 9 мая 2019 г.

"Мир и война"

После традиционной школьной линейки продолжили с первоклассниками тему войны и мира. Начали с риторического вопроса, который прозвучал в песне "Хотят ли русские войны?" на слова Евгения Евтушенко, в исполнении Марка Бернеса. С опорой на текст песни и свой опыт назвали сначала слова, которые ассоциируются с войной, потом - с миром. На вопрос: "Есть ли люди, которые хотят войны?" мнения детей разделились. Но не только я спрашивала, у ребят тоже возникли вопросы. Наши рассуждения натолкнули их на вечный вопрос, который возникал однажды в детстве у каждого человека. Например, Рома М. с детской непосредственностью спросил: "Е.А., а те люди, которые выпускают малярийных комаров, сами не боятся умереть?" (два дня назад знакомились с историей возникновения оружия, в том числе и бактериологического). Иначе говоря, детей интересовало "Почему люди воюют?"
Размышляли над вопросами: меняет ли человека война? что происходит с человеком, в жизни которого случилась война? Через силуэт русского солдата провели линию, которая делит жизнь человека на две части: МИР и ВОЙНА. Линию проводили дети произвольно. Интересно, что у каждого ребенка на рисунке часть "война" на силуэте гораздо меньше, чем часть "мир".  
Далее перечислили свои главные ассоциации в каждой части.
Мир ассоциируется у ребят со словами: 
Ассоциации детей на тему война:
Выразили своё эмоциональное отношение к этим явлениям в цвете (раскрашивали силуэт солдата). 
Далее поговорили о животных, которые во время ВОВ стали героями (лошади и полевая кухня, собаки-санитары, собаки-связисты, собаки-пограничники, собаки-миноискатели, собаки-диверсанты, кошки в блокадном Ленинграде, верблюды-артиллеристы, голуби-связисты, боевые лоси, олени и авиаторы), познакомились с их историями участия в войне, памятниками. Отдельно отметили героизм собак-смертников (подрывников).
Приготовила интеллектуальную игру «Военная азбука» (форма уже знакомая детям). Командам необходимо было соотнести букву и картинку (предмет, явление, связанное с войной) на слайде и написать подходящее слово в бланке. 
Перед тем, как озвучить результаты игры, еще раз "пролистали" слайды "Военной азбуки", разбирались в темах, на которые команды не дали ответы. Ребята слушали очень внимательно (до этого занятия погружались в тему: "Пионеры-герои", "Памятники", "История оружия"; читали дополнительно во внеурочное время). Игра актуализировала и другие военные темы.
Шесть команд. Победила команда, которая набрала 36 баллов из 42 возможных (I место), вспомнили и написали 36 слов: Даниил, Виталина, Влад В., Сайде. II место у команды, вспомнившей 29 слов: Диляра, Ира, Лиза, Али. 
Для рефлексии использовали приём "Диаманта" (удобный для работы с антонимами). Получили форму из семи строк, в которой первая строчка - война, последняя - мир. 
Вернулись к проблематике стихотворения Е. Евтушенко уже на перемене и по инициативе детей. Вита и Данила расспрашивали о том, кто и почему могли думать, что русские хотят войны. Поговорили о том, что русские люди умеют и знают, как воевать, но эти умения необходимы для того, чтобы быть готовыми защищать. Рассказала историю об американской школьнице Саманте Смит, о ее похожих вопросах в известном письме, об изменившемся отношении к русским людям после приезда девочки в Артек. 
В зоне рекреации начальной школы приготовили игру "Военная азбука" для всех желающих проверить себя. 

2 комментария:

  1. Добрый вечер , Елена Анатольевна. Я помню этот урок. С Днём Великой Победы! ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ МИР!!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Деду( и бабушке) за ПОБЕДУ!

    ОтветитьУдалить