Поиск по этому блогу

четверг, 2 мая 2019 г.

"Зачем нужны автомобили?"

Нетрадиционная форма урока, 1 класс, апрель, тема "Зачем нужны автомобили?". Огромный пласт информации нужно уложить в один урок. Поэтому выбрала нетрадиционную форму. Одна из моих задач (зачач педагога) - формировать познавательную активность. Простая истина: если ребенок заинтересуется, значит не ограничится рамками урока, будет читать, интересоваться, иначе говоря, углублять своё познание. 
1. Жеребьевка. У входа на столе каждый ребенок нашёл своё имя на машинке. Далее дети распределились самостоятельно. Нечего не объясняла, сами сообразили без инструктажа (на партах - картинки автомобилей, ребёнок пришёл в группу по типу машины, которую получил на входе).
2. Проблемные вопросы "Есть ли у автомобиля день рождения?" и "Какое открытие человечества привело к созданию автомобиля?" объединили все группы в дискуссию. Не ответили. Набросали задачи учебного занятия. Сформулировали тему урока "Зачем строят автомобили?" 
3. Чтобы ответить на проблемные вопросы и выполнить эскиз ленты времени "История развития автомобиля", поработали в группах с мини-энциклопедией, которую подготовила для каждой группы (с учётом скорости восприятия текста моими детьми на сегодняшний день).
4. Наполняя ленту времени, акцентировала внимание на том, что слово "автомобиль" поможет ответить на вопрос "Когда день рождения автомобиля?". Ключевое слово "сам" (день рождения автомобиля 29 января 1886 года. Именно в этот день немецкому инженеру Карлу Фридриху Михаэлю Бенцу был выдан патент DRP-37435 на "транспортное средство с мотором, работающим на бензине", то есть средство, которое перемещается "самостоятельно").
5. Плавно перешли к строению автомобиля. На этом этапе вырвались вперед команды, которые были внимательны с текстом энциклопедии и обсуждением на предыдущем этапе. Получили задание обозначить на рисунке часть автомобиля, которую можно считать самой главной. Некоторые команды отметили "колесо". Но акцент был на слове "автомобиль", поэтому победили команды, которые отметили "двигатель" ("автомобиль" - в переводе с двух языков: греческого autos - "сам"; с латыни mobilis -  "движущийся").
Вопрос о том, какая часть автомобиля не подписана на схеме, вызвала затруднение также, даже когда прозвучала подсказка - "эта часть обеспечивает безопасность". У некоторых команд ответ был "дверь" :) Про ремень безопасности всё-таки вспомнили.
6. Словарная работа.  Качество работы с текстом также выявляли во время отработки понятий: "коло", "колесница", "колымага", "карета", "автомобиль". 
7. Размышляли, что повлияло в большей степени на развитие скорости (совершенствование колеса). Удивились, что Вторую мировую войну называют "Войной моторов". Связали с развитием скорости "военных колесниц" у древних римлян.
8. Исследовали и фиксировали на ленте имена людей, которые остались в истории развития автомобильного транспорта: "чертежи Леонардо да Винчи" автомобиля (с пружинным приводом), паровой двигатель "малой телеги Кюньо", "самокатная повозка" Ивана Кулибина, "первый автомобиль" Карла Бенца, Генри Форд и его "конвейерная система сборки автомобилей", Даймлер и Еллинек (и его дочь Mercedes), история концерна "Даймлер-Бенц" и создания марки Mercedes-Benz (эту историю дети запомнили особенно хорошо).
9. Рассматривали виды автомобилей по их назначению. Задумались на тему "Автомобиль и экология". Отдельно коснулись гоночных авто. Попытались дать ответ на вопрос "для чего они нужны?" Не справились. Устали, видимо. Но понятие "скорость" и "максимально возможная скорость" уяснили. Это было полезно для этапа рефлексии.
10. Рефлексия "Райтинг" (крепили свою машину на ленте времени - чем ближе к гоночным авто, тем активнее участвовал в работе, тем больше унёс с урока).
11. Подводили итоги (считали баллы). Получили право первыми выбрать развертку авто команда, набравшая больше всех баллов. Дальше - по убыванию. Задание на дом: склеить свою модель, рассмотреть, уметь определить в соответствующую группу, назвать логотип (если есть), страну производителя.
12. Работали с логотипами (только желающие и уже после уроков (время внеурочки). Размещали на потолочных плитах логотипы (картинки марок машин). Выстраивали логику, опираясь на историю развития автомобиля. Например, у входа в класс на потолке поместили логотип Ford и Mercedes. В чём заслуга этих марок "быть у входа" ("пионеры" автомобилестроения) - обосновали и ассоциацией закрепили этот факт.
13. Перемена. Процесс не закончен (чему ужасно рада). Не все, конечно, некоторые (Данила К., Ефим, Али, Сергей З., Платон, Эйтан, Даня С., Настя) продолжили изучать тему на перемене. Эйтан, например, взял книгу в библиотеке. Кто-то рассматривал "логотипы авто", кто-то читал мини-энциклопедию, кто-то изучал ленту времени "развитие авто", а кто-то прислушивался к нашим негромким диалогам (тоже полезно).
Ленту времени в верхней части грифельно-магнитной стены выполняла без детей. И на следующий день ребята (уже самостоятельно) рассматривали-закрепляли. На следующем уроке окружающего мира работа с лентой "история возникновения автомобиля" стала опорой на этапе повторения и систематизации.
Презентация урока здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий