Символом учебного дня стал видоискатель (приспособление, используемое художниками для ограничения
поля зрения). Видоискатель помогает находить нужный фокус, отсекать лишнее. Для чего человеку фокусировать внимание? Разбирались. Тренировались концентрироваться-фокусироваться на процессах в ходе всего дня (в разных предметных областях: литература, русский язык, математика, окружающий мир, ИЗО). Таким образом, погружались в явление "фокус". У нас не было четкого разделения - здесь математика, здесь русский язык, а здесь начинается окружающий мир. Плели "косу", отрабатывая предметные навыки на основе явления "фокус".
1.
Всё началось с задания из сборника упражнений по тренировке концентрации внимания. Выложила нужную мне фразу (как в упражнении) и предложила детям найти её.
Быстрее всех фраза сложилась у ребят, которые обычно демонстрируют высокую степень концентрации внимания. Остальные смогли найти только отдельные слова. "Сложно?" - спрашиваю. Большинство ответило, что "да, затруднительно". Тогда я предлагаю потренировать внимание.
Фразу дня (все-таки найденную) фиксирую на доске: "Самое большое сердце на Земле". Начинаем набрасывать задачи (не урока) учебного дня. Прошу детей написать, а затем назвать людей, у кого "самое большое сердце":
- на Земле,
- в классе у нас,
- в литературе.
На мой вопрос "у кого самое большое сердце на Земле?" дети отреагировали "в каком смысле?" (!) "Всё верно, - отвечаю, - смотря, что я имею в виду". Здесь я делаю переход и включаю проектор. И пока он нагревается, я спрашиваю у детей, видели ли они, как прожектор выхватывает из темноты объект. Так и наше внимание работает. По мнению Билла Гейтса, одного из самых успешных людей планеты, способность концентрироваться на протяжении длительного времени и удерживать фокус внимания является тем самым важным качеством, которое отличает успешного человека от неуспешного.
В это время проектор нагрелся и выделил на стене жирафов прямоугольником света, демонстрируя тот самый эффект.
Фокусируемся сначала на жирафах и прямом значении "самое большое сердце" (у этих наземных млекопитающих самая большая масса сердца - 12 кг). Затем говорим о переносном. Сначала дети перечисляют (родители, друзья, учителя, св. Николай, Айболит, Поллианна...), потом добавляем (Билл Гейтс, рекордсмен по размеру средств, переданных на благотворительность, филантроп).
А затем переходим к явлению "фокус". Дети вспоминают, что фокус - слово многозначное. Дают определение: в фотоаппарате, точка в оптической системе, номер иллюзиониста в цирке, "в монтаже - фокус на цель" (это наш спонтанный Эйтан привел такой здоровский пример), и мы плавно переходим к пониманию "фокус на цель в деятельности" (отсекать все лишнее, ненужное, оставляя главное). После их ответов фиксируем внимание на прямом и переносном значении слов, на явлении русского языка "фразеологизмы" (с ними поработали позже).
2.
Делали видоискатель. Инструмент для фокусировки внимания на объекте. Геометрический диктант. Строили прямоугольник нужных размеров (понятия: длина, ширина, прямой угол, периметр, площадь, единицы измерения). 2 класс - темы "площадь" и "таблица умножения" только начались. Демонстрирую детям фокус-шутку. Я заранее вырезала свой видоискатель - прямоугольник внутри листа и положила его за спинами детей в конце класса, обойдя за секунду вокруг парт, демонстрируя уже готовый видоискатель на раз-два-три. Раскусили и посмеялись вместе. Пока они вырезали свой символ дня, я обошла и проверила правильность вычислений.
3.
Когда читали легенду о фонтане любви и слёз в Бахчисарае, пришли к выводу, что в ходе жизни качество и величина (в переносном значении) сердца может меняться (Крым-Гирей хан и его "шерстяное" сердце). На этом этапе (и затем в ходе всего дня) фокусировали внимание на том, какие процессы позволяют человеку вырастить свое сердце (доброта, помощь людям, умение любить, выражает эмоции на события, герой-самоотречение, тот, кто делает добрые дела тайно, спасатель, рыцарь). Читали отрывок наизусть С. Маршака "Рассказ о неизвестном герое". Дома будут читать стихотворения А. Барто из цикла "Вовка - добрая душа" о внимательном, добросердечном и неравнодушном мальчике.
4.
4.
Приготовила пять сердец: шерстяное "сердце Крым-Гирей хана", растущее "сердце Поллианны", храброе "Львиное сердце", "вафельное сердце", "чернильное сердце". Попытались описать этих литературных героев. Вафельное и чернильное - непонимание пока. Достаю книгу Марии Парр. Читаю первую главу. Заинтересовать сюжетом просто, но сознательно не отвечаю на ключевой вопрос (про вафельность в названии сердца будем говорить на следующий день - пока сюрприз). Про чернильное сердце (писательство-читательство) также тема будущего процесса. Временно смещаю фокус (говорю им об этом) на математику. Объединяемся в четыре группы. Жеребьевка. Радуюсь, что шерстяное сердце Крым-Гирей хана (случайно) остаётся без выбора (антигероически неоднозначный персонаж для моих маленьких детей... пока).
Сообщаю, что есть инструмент, неизвестный, но вполне им понятный (палетка), есть задача - измерить площадь. А вот способ может группа изобрести. Сильно удивляются. Две группы были близки к решению. Что вижу: 1 группа (не могут поделить лидерство мальчики-девочки, 2 группа (отвалились участники, которые явно не справлялись), 3 и 4 группа (работали продуктивно, рассуждали вслух). Ответ после такого погружения ждут с нетерпением. Даю. И, непременно, фокусирую на ошибках и успехах группового взаимодействия.
На перемене идут ко мне сами обсуждать книги, из которых взяты герои с разными сердцами. Завязывается разговор про сердце Поллианны (дескать, "у девочки сердце было сразу большим"). Возможно ли такое? Думают. Не все согласны: "большим сердце делают поступки".
5.
По русскому языку тему "разделительный мягкий знак" закрепляли в тексте про зоопарк и семью жирафов. Фокусировали внимание на прозвучавшем: лексическое значение и словарь, фразеологизмы, прямое и переносное значения, многозначность слова. С фразеологизмами про сердце работали удивительно легко (дома потом иллюстрировали шесть наиболее понравившихся).
6.
Окружающий мир. Темы в фокусе "Пожар", "Пожарные, спасатели", самоотверженные герои… И снова немного про Билла Гейтса.
7.
На внеурочке (у меня кружок "Школа агентов") играем в игру, тренирующую концентрацию внимания. Правила простые. Даётся время для запоминания расположения предметов в классе. Игроки в классе меняют что-то из крупных предметов. Водящий возвращается. Его задача найти эти изменения. Неделю назад играли, но тогда охват предметов - целая аудитория. Было сложно справиться. В этот раз предлагаю сузить фокус. Справились все. Закрепляем результат о фокусировке.
8.
На ИЗО снова акцент на понятие фокус. Жирафы на стене во весь рост. Но наша задача выполнить "портретную" композицию на тему "Нежность". Отсекаем все лишнее, фокусируемся на передаче эмоций мамы и ребенка крупно. Иллюстрирую при помощи светового видоискателя. Работаем мягкими материалами (сангина, сепия, соус, белая пастель, уголь). С этими материалами дети работают впервые. Знакомлю с особенностями ("сангина" в переводе "кровь", цветовая гамма колеблется от оранжевой до красной, сердце-кровь, материал отличается тем, что не выгорает на солнце, поэтому картины, нарисованные сангиной, долго не теряют своей красоты, для создания нежной и бархатистой текстуры нужно касаться пальчиком - разглаживать, растирать). Самый подходящий материал для темы "Нежность. Делаем подарок для человека с самым большим сердцем на Земле (для мамы), рисуем наземное млекопитающее с самым большим сердцем на Земле.
9.
Комментариев нет:
Отправить комментарий