Поиск по этому блогу

воскресенье, 9 февраля 2020 г.

Самое большое сердце на Земле

Символом учебного дня стал видоискатель (приспособление, используемое художниками для ограничения поля зрения). Видоискатель помогает находить нужный фокус, отсекать лишнее. Для чего человеку фокусировать внимание? Разбирались. Тренировались концентрироваться-фокусироваться на процессах в ходе всего дня (в разных предметных областях: литература, русский язык, математика, окружающий мир, ИЗО). Таким образом, погружались в явление "фокус". У нас не было четкого разделения - здесь математика, здесь русский язык, а здесь начинается окружающий мир. Плели "косу", отрабатывая предметные навыки на основе явления "фокус". 

1. 

Всё началось с задания из сборника упражнений по тренировке концентрации внимания. Выложила нужную мне фразу (как в упражнении) и предложила детям найти её.
 
Быстрее всех фраза сложилась у ребят, которые обычно демонстрируют высокую степень концентрации внимания. Остальные смогли найти только отдельные слова. "Сложно?" - спрашиваю. Большинство ответило, что "да, затруднительно". Тогда я предлагаю потренировать внимание.
Фразу дня (все-таки найденную) фиксирую на доске: "Самое большое сердце на Земле". Начинаем набрасывать задачи (не урока) учебного дня. Прошу детей написать, а затем назвать людей, у кого "самое большое сердце": 
- на Земле, 
- в классе у нас, 
- в литературе. 
На мой вопрос "у кого самое большое сердце на Земле?" дети отреагировали "в каком смысле?" (!) "Всё верно, - отвечаю, - смотря, что я имею в виду". Здесь я делаю переход и включаю проектор. И пока он нагревается, я спрашиваю у детей, видели ли они, как прожектор выхватывает из темноты объект. Так и наше внимание работает. По мнению Билла Гейтса, одного из самых успешных людей планеты, способность концентрироваться на протяжении длительного времени и удерживать фокус внимания является тем самым важным качеством, которое отличает успешного человека от неуспешного.

В это время проектор нагрелся и выделил на стене жирафов прямоугольником света, демонстрируя тот самый эффект.
Фокусируемся сначала на жирафах и прямом значении "самое большое сердце" (у этих наземных млекопитающих самая большая масса сердца - 12 кг). Затем говорим о переносном. Сначала дети перечисляют (родители, друзья, учителя, св. Николай, Айболит, Поллианна...), потом добавляем (Билл Гейтс, рекордсмен по размеру средств, переданных на благотворительность, филантроп). 
А затем переходим к явлению "фокус". Дети вспоминают, что фокус - слово многозначное. Дают определение: в фотоаппарате, точка в оптической системе, номер иллюзиониста в цирке, "в монтаже - фокус на цель" (это наш спонтанный Эйтан привел такой здоровский пример), и мы плавно переходим к пониманию "фокус на цель в деятельности" (отсекать все лишнее, ненужное, оставляя главное). После их ответов фиксируем внимание на прямом и переносном значении слов, на явлении русского языка "фразеологизмы" (с ними поработали позже). 

2. 

Делали видоискатель. Инструмент для фокусировки внимания на объекте. Геометрический диктант. Строили прямоугольник нужных размеров (понятия: длина, ширина, прямой угол, периметр, площадь, единицы измерения). 2 класс - темы "площадь" и "таблица умножения" только начались. Демонстрирую детям фокус-шутку. Я заранее вырезала свой видоискатель - прямоугольник внутри листа и положила его за спинами детей в конце класса, обойдя за секунду вокруг парт, демонстрируя уже готовый видоискатель на раз-два-три. Раскусили и посмеялись вместе. Пока они вырезали свой символ дня, я обошла и проверила правильность вычислений. 
3. 

Когда читали легенду о фонтане любви и слёз в Бахчисарае, пришли к выводу, что в ходе жизни качество и величина (в переносном значении) сердца может меняться (Крым-Гирей хан и его "шерстяное" сердце). На этом этапе (и затем в ходе всего дня) фокусировали внимание на том, какие процессы позволяют человеку вырастить свое сердце (доброта, помощь людям, умение любить, выражает эмоции на события, герой-самоотречение, тот, кто делает добрые дела тайно, спасатель, рыцарь). Читали отрывок наизусть С. Маршака "Рассказ о неизвестном герое". Дома будут читать стихотворения А. Барто из цикла "Вовка - добрая душа" о внимательном, добросердечном и неравнодушном мальчике.

4. 

Приготовила пять сердец: шерстяное "сердце Крым-Гирей хана", растущее "сердце Поллианны", храброе "Львиное сердце", "вафельное сердце", "чернильное сердце". Попытались описать этих литературных героев. Вафельное и чернильное - непонимание пока. Достаю книгу Марии Парр. Читаю первую главу. Заинтересовать сюжетом просто, но сознательно не отвечаю на ключевой вопрос (про вафельность в названии сердца будем говорить на следующий день - пока сюрприз). Про чернильное сердце (писательство-читательство) также тема будущего процесса. Временно смещаю фокус (говорю им об этом) на математику. Объединяемся в четыре группы. Жеребьевка. Радуюсь, что шерстяное сердце Крым-Гирей хана (случайно) остаётся без выбора (антигероически неоднозначный персонаж для моих маленьких детей... пока).
Сообщаю, что есть инструмент, неизвестный, но вполне им понятный (палетка), есть задача - измерить площадь. А вот способ может группа изобрести. Сильно удивляются. Две группы были близки к решению. Что вижу: 1 группа (не могут поделить лидерство мальчики-девочки, 2 группа (отвалились участники, которые явно не справлялись), 3 и 4 группа (работали продуктивно, рассуждали вслух). Ответ после такого погружения ждут с нетерпением. Даю. И, непременно, фокусирую на ошибках и успехах группового взаимодействия. 

На перемене идут ко мне сами обсуждать книги, из которых взяты герои с разными сердцами. Завязывается разговор про сердце Поллианны (дескать, "у девочки сердце было сразу большим"). Возможно ли такое? Думают. Не все согласны: "большим сердце делают поступки".
5. 

По русскому языку тему "разделительный мягкий знак" закрепляли в тексте про зоопарк и семью жирафов. Фокусировали внимание на прозвучавшем: лексическое значение и словарь, фразеологизмы, прямое и переносное значения, многозначность слова. С фразеологизмами про сердце работали удивительно легко (дома потом иллюстрировали шесть наиболее понравившихся). 
6. 

Окружающий мир. Темы в фокусе "Пожар", "Пожарные, спасатели", самоотверженные герои… И снова немного про Билла Гейтса.

7. 

На внеурочке (у меня кружок "Школа агентов") играем в игру, тренирующую концентрацию внимания. Правила простые. Даётся время для запоминания расположения предметов в классе. Игроки в классе меняют что-то из крупных предметов. Водящий возвращается. Его задача найти эти изменения. Неделю назад играли, но тогда охват предметов - целая аудитория. Было сложно справиться. В этот раз предлагаю сузить фокус. Справились все. Закрепляем результат о фокусировке. 

8.

На ИЗО снова акцент на понятие фокус. Жирафы на стене во весь рост. Но наша задача выполнить "портретную" композицию на тему "Нежность". Отсекаем все лишнее, фокусируемся на передаче эмоций мамы и ребенка крупно. Иллюстрирую при помощи светового видоискателя. Работаем мягкими материалами (сангина, сепия, соус, белая пастель, уголь). С этими материалами дети работают впервые. Знакомлю с особенностями ("сангина" в переводе "кровь", цветовая гамма колеблется от оранжевой до красной, сердце-кровь, материал отличается тем, что не выгорает на солнце, поэтому картины, нарисованные сангиной, долго не теряют своей красоты, для создания нежной и бархатистой текстуры нужно касаться пальчиком - разглаживать, растирать). Самый подходящий материал для темы "Нежность. Делаем подарок для человека с самым большим сердцем на Земле (для мамы), рисуем наземное млекопитающее с самым большим сердцем на Земле.
9. 

Подводим итоги. Рефлексия. Именно умение делать свою работу упорно, долго и без отвлечения на несущественные вещи позволяет достигать выдающихся результатов. Каждый из нас в большей или в меньшей степени фокусник и размер нашего сердца зависит от нас самих.
Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий