Поиск по этому блогу

пятница, 23 февраля 2018 г.

СОМ "Мир, как атом" для старших детей младшей школы

Четвероклассники участвовали в СОМе, который подготовили и провели учителя школы Артека. На следующий день детям было предложено проанализировать свои впечатления и заполнить анкету. 
1. Было ли тебе интересно участвовать в СОМе "Мир, как атом"?
Из 21 участника 19 человек ответили "очень интересно", 2 детям было "интересно", ответов "не интересно, а скучно" нет. 
2. Что тебе особенно понравилось?
Дети отвечали: "смотреть кино в автобусе, потому что я узнала много нового и нового о человеке; ставить эксперименты по физике и химии; урок физики, когда мы меняли цвет окрашенной воды; когда на физике мы красили соль; очень понравились моменты с экспериментами; когда мы с классом доказывали, что атомы везде; химические и физические эксперименты; опыты; понравилось везде; то, что все включились в работу; фильм в автобусе; как создавали картину из окрашенной соли; рисовать солью; рассматривать объекты дачи; ставить опыты; зажигать спиртовку и рассматривать модель атомного реактора; дача Курчатова и модели атомных реакторов; интересна биография Курчатова, его дача; то, что Курчатов в очень маленькой лаборатории создал атомную бомбу; когда мы были на даче Курчатова, мы узнали, что этот человек был советским ученым и изобрел атомную бомбу; то, как мы ходили по залам дачи Курчатова и нам рассказывали интересные факты его биографии; проводить эксперименты; узнать о Курчатове; уроки химии и физики; опыты".
3. Какая информация/интересные факты тебе наиболее запомнились?
Ответы детей: "что Курчатов был гением, что он спас нашу страну; Курчатов был ученым-физиком, был награжден, герой труда; атомная бомба создавалась 4 года, что за заслуги Курчатову подарили дачу, Курчатов дал обещание, что пока не сделает атомную бомбу не сбреет бороду; все состоит из атомов; жена не знала, чем занимается Курчатов, жена была очень трудолюбивой, у Курчатова было 2 облучения из-за этого у него не было детей; Курчатов переживал взорвётся бомба или нет, бомбу взорвали в день, когда его папа умер; Курчатов сделал атомную бомбу, человек научился использовать атом в хороших целях и в плохих; спас Россию, 3 одинаковые медали; жена Игоря Курчатова не была посвящена в его дела (создание атомного оружия); Курчатов был ученым, разбирался как использовать атомы, запомнил формулу воды и из каких элементов состоит; когда Курчатов болел, он все равно работал; у него не было детей; атомную бомбу построили за очень короткое время; Курчатов получил 2 раза облучение; жена не знала чем он занимается; потратил деньги на детский дом, очень любил детей, был ученым, формулу воды и перекиси водорода; у Курчатова слова мамы были наказом "Работай для жизни", молекула воды Н2О или по-другому Н-О-Н; от нагревания металл расширяется, первая бомба была испытана американцами; что работа была его жизнью; отдавал деньги в детский дом; соль можно красить; Курчатов был секретным ученым; любимым словом Курчатова было "понимаю".
1 задание. Фильм "Секретная папка. Игорь Курчатов: Загадка атомного гения". До фильма в автобусе дети заполняли рабочий лист и ставили в столбце "До" "+" или "-", соглашаясь/не соглашаясь с утверждением. А затем после просмотра фильма заполняли утверждения и в столбце "После". Елена Александровна контролировала этот процесс, подводила итоги, отвечала на возникающие у детей вопросы.
2 задание. Установить хронологическую последовательность событий. С хронологией событий знакомились и во время просмотра, и уже непосредственно в залах дачи И.В.Курчатова (подробная информация предлагалась на стендах, комментируемых ведущим-экскурсоводом и учителем истории Еленой Александровной).
4 задание. Прочитайте фрагменты биографии Игоря Васильевича Курчатова. Дополните текст недостающей информацией. Текст с "дырками" заполнялся как в ходе интерактивной экскурии и просмотра фильма, так и на протяжении всего "путешествия" по даче Курчатова.
5 задание. Выберите верные суждения. Дети знакомились с экспонатами музея, в том числе с макетом первого в Евразии ядерного реактора Ф-1 и выбирали верные (из предложенных: А, Б, В, Г, Д) суждения.
6 задание. Какие качества характеризуют личность ученого И.В.Курчатова (подчеркнуть): трудолюбие, талант, агрессивность, болтливость, целеустремленность, дисциплинированность, слабоволие, честность, доброжелательность. На этом этапе ребятам необходимо было вспомнить всю информацию от начала СОМа, обобщить ее и сделать вывод - каким же человеком был Игорь Курчатов.
7 задание. Приведите примеры использования атомного проекта в мирных целях. Дети услышали, а потом увидели и обсудили научно-технологические прорывы атомного проекта. В рабочем листе привели примеры использования атомного проекта в мирных целях.
3 задание. Рассмотри внимательно награды и ответь на вопросы. Это задание выполнялось в ходе посещения всех залов дачи. Один из залов предполагал "таинственное перевоплощение" учителя истории Елены Александровны в жену Игоря Курчатова. 
В этом зале дети могли задать самые неожиданные вопросы, которые остались у ребят, в том числе и о наградах Курчатова, муляж которых дети наблюдали в этом зале. Вопросов было много - времени мало)
На этапе "изобразительное искусство" дети заканчивали фразу "Все начинается с..." (точки). Рассуждали вместе с Алиной Александройной "почему"? Рисовали цветными "точками" (солью), создавая образ, который можно описать одним словом. Обсуждали стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной формы - пуантилизм. Нашлись "посвященные" - Соня рассказала историю о пуантах и балеринах. Связали живопись ("точка") с историей ("точка ли?" - конец второй мировой войны и начало холодной войны).
Этап по физике "Маленькая, но важная часть большого мира". Вопрос второго этапа: "Из чего состоят все тела, вещества?". Дети наблюдали нагревание медного и латунного шариков, которые при нагреве немного увеличивались в размерах (ребята это предвидели и наглядно подтвердили - "не проходит в кольцо"). Вместе с Натальей Владимировной сформулировали вывод о том, что объем тела изменяется при его нагревании и охлаждении, о движении атомов в узлах кристаллической решетки нагреваемых шариков, о том что все вещества состоят из мельчайших частичек. Узнали о строении атома. В рабочем листе подписали "Основные части атома".
Исследовали "Взаимодействие воды с красками". Выполняли опыт, объясняли явление, который называют диффузией. Подтверждали вывод о том, что вещества состоят из очень маленьких частиц.
Окрашивая соль, наглядно увидели явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого (диффузию). С такой окрашенной солью работали на этапе изобразильного искусства с Алиной Владимировной (уже тогда началось ожидание этапа по физике).
Химический аспект "Маленькой, но важной части большого мира". Рассматривали модели атомов со Светланой Юрьевной, рисовали "Шарики с ручками" (очень доступно). 
Обнаруживали четыре общих свойства для воды и перекиси водорода; два различных свойства. Исследовали молекулярную формулу воды, перекиси водорода опытным путем. 
Составляли шаростержневые модели различных молекул, способных образовываться их этих атомов. Изображали возможности соединяться друг с другом (физминутка) и в рисунках (рабочие листы). Сделали вывод о том, что молекулы состоят из атомов... 
В конце СОМа подсчитали количество набранных наградных электронов (наклейки на рабочий лист за "особые достижения" в ходе учебного занятия). А самые активные, набравшие наибольшее количество электронов-наклеек, получили необычный сувенир от учителей.
А еще поняли, что впереди (в основной школе) оооочень-очень много интересного!

Комментариев нет:

Отправить комментарий