Поиск по этому блогу

среда, 1 мая 2019 г.

"Компас эмоций" для развития EQ

EQ - эмоциональный интеллект. Радость, грусть, страх, смех, смущение, удивление… - то, что встречается каждый день в реальной жизни. Что чувствует человек, находящийся рядом? Как научить детей читать эмоции по выражению лица? Как это может помочь во взаимодействии?
Эмпатия, сочувствие, умение слышать и слушать других - то, чего никогда не будет у машин. EQ - один из важных навыков, которому стоит научить ребёнка в цифровую эпоху. 
Понятие эмоционального интеллекта относительно новое. Серьезно о нем впервые заговорили в 1990 году, определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. 
Чувством называется осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон. 
Сделали с первоклассниками шаг в сторону развития EQ - фундамента успешной коммуникации.
Занятие строилось в форме игры "Компас эмоций". В ходе игрового учебного занятия дети знакомились с эмоциями, чувствами, которые человек переживает в той или иной ситуации.
"По лицу человека чаще всего можно определить, как он себя чувствует, какое у него настроение. Он может радоваться, грустить, удивляться, злиться, обижаться… Это и есть эмоции - то, что выражает лицо человека. Чтобы хорошо понимать людей, с которыми общаешься, нужно научиться читать и понимать эмоции!" - обратилась я к детям. 
Далее я познакомила детей с героями книги, с которыми мы отправились путешествовать. Наше путешествие было разбито на блоки-ситуации, в которых оказались герои истории. Их было 9 (по количеству эмоций, которые мы отрабатывали): грусть, радость, удивление, злость, отвращение, страх, смех, стыд, удовольствие. 
В основу занятия легла история из книги "Угадай эмоцию" из серии "Эмоциональное образование"
Ребята знакомились с фрагментом истории, пытались угадать название эмоции, как она выглядит, с каким цветом ассоциируется, рисовали по специальному покрытию (ошибившись, можно стереть, уточнить, исправить, либо нарисовать заново). Далее выбирали подходящий цвет, рисовали эмоцию, помещали в свой "компас". 
Интересной была дискуссия о том, с какой эмоцией ассоциируется красный цвет. И получили два противоположных ответа ("гнев" и "радость"). Желающих ответить было много. Когда прозвучал первый ответ "гнев" (Миша), Даня, который держал руку, после Миши вдруг не очень уверенно ответил "радость". Обсудили возможность и того и другого варианта (вспомнили мультфильм "Головоломка" - там гнев был красного цвета). Остановились на том, что у большинства из класса - это все-таки радость. 
Черного цвета листочки сазу не раздала, чтобы не сбивать. Но когда дошли до гнева, злости, пришли к выводу, что "это самые разрушительные эмоции" и "пусть они будут черного цвета". 
Для закрепления рассматривали и анализировали некоторые репродукции картин, где изображенные люди выражают эмоции. Называли эмоции, доказывали свою точку зрения. Говорили о том, что художник может быть мастером передачи настроения своего персонажа. 
Задали вопрос: "что такое безысходность?". Сильно задумались. 
Подбирали цвет, который подходит из предложенных к каждой описываемой эмоции. Затронули тему положительных и отрицательных эмоций. Когда кончились все цветные листочки, возник вопрос: "как же быть?". Эмоция на белом фоне. Нашли подходящее слово: нейтральная. Сформулировали удачное определение. 
Задержались на эмоции удовольствия. Думали, что отличает удовольствие/удовлетворение и радость. Нашли! Не только брови, глаза, рот, но и поворот головы, определенный ракурс дополняет выражение эмоций. Сделали вывод о том, что все остальные части тела могут "говорить" об эмоциях человека.
Глубже осознавать, понимать, как проявляются, как выглядят детям помогал каталог эмоций:
Каждый ребенок изготовил свой "Компас эмоций". Все вместе ходе занятия ответили на главный вопрос: "Для чего нужен EQ?" ("помогает общаться", "учит понимать, что происходит с другими людьми и ...самим собой", "учит управлять своими эмоциями и поступками (!)". 
Согласились, что "Компас эмоций" можем использовать на этапе эмоциональной рефлексии на любом уроке. 
После этого приступили к портрету. Рисовали эмоции мам. Обсудили, каких эмоций не может быть на портрете "Моя Мама" ("потому что праздник", "праздник - это весело", "с мамой радостно всегда"). 
Рисовали СЧАСТЬЕ. Посмотреть можно здесь
Интересно:
1. На вопрос "Как и зачем развивать эмоциональный интеллект?" подробно отвечает Виктория Шиманская - психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей "Академия Монсиков".
2. Художник Даехюн Ким (Daehyun Kim) рисует эмоции, которые каждый испытывает, но не может описать. Эти монохромные рисунки создаются художником на основе своих ежедневных мыслей и чувств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий