Поиск по этому блогу

суббота, 30 января 2021 г.

Всплеск или спад?

Давно наблюдаю феномен, который я назвала бы примерно так: "всплеск творческой спонтанности самовыражения в изобразительном творчестве детей от 6 до 9 лет". В то же время привлекает внимание повторяющийся спад этой спонтанности после 9 лет. Что я наблюдаю? Первый, второй и начало 3-го класса дети с легкостью создают шедевры, творят без малейшего страха, уверенно восхищаются своим результатом. Но в середине третьего года обучения что-то происходит с детьми повально. Каждый раз я ищу ответ на вопросы "что я делаю не так?", "как мне строить процесс, чтобы не уходила спонтанность в творчестве?"

Немного покопавшись в литературе, можно найти ответы на свои "почему". Торренс в далеком 1968 году говорил о трех периодах снижения креативности детей. Интересно, что обычно первый период, который приходится на начало обучения в школе, проходит у моих детей как раз безболезненно (спада нет, всплеск есть). А вот второй (9-10 лет) я с огорчением наблюдаю. Этапы временного снижения креативности Торренс связывал с факторами среды. Пишет о том, что дети, адаптируясь к новой среде, стараются "как можно больше соответствовать нормам, правилам и конвенциям "реальности". Но тот факт, который не показывает спад креативности у моих первовтороклашек на входе в обучение, говорит об обратном. То есть, я не строю рамки, не задаю шаблоны, не полирую регламентированность процессов, не выстраиваю железобетонные границы, в которых для проявления себя надо подавлять дивергентное мышление. Конечно, не без двусторонних соглашений о "свободе в правилах для комфорта и безопасности". Дети очень раскрываются. Я не устаю удивляться их "детскому рисунку", той легкости и спонтанности проявления своего видения. Тому пример работы ребят на фото ниже (середина 1 класса). Каждая работа - шедевр (лёгкость, свобода, раскованность, стремительность в завершении, удовольствие от процесса). В этот период мы с ними порхаем.

Уход от кризиса в первый период (по классику), вселяет надежду. От этого немного легче осознавать, что мои дети сейчас находятся на границе второго периода снижения креативности по Торренсу. И я уже наблюдаю некоторые признаки спада. Увы, это заземляет меня.

Тот же Торренс связывает это явление с когнитивным развитием в этом возрасте: способности к логическому мышлению. Постпиажетинские исследователи утверждают, что снижение креативности в интересующем меня периоде (9-10 лет), может быть парадоксальным образом связано с возникновением новых способностей к логическому мышлению.

И здесь, наконец, я выдыхаю… упираемся в закономерность?... здесь от нас ничего не зависит?… кому нужна эта спонтанность, оригинальность, креативность?... Специалисты из колледжа William & Mary провели анализ 300000 тестов Торренса и обнаружили, что коэффициент креативности (CQ) среди молодёжи больше не растёт. Начиная с 90-х гг он стабильно снижается, причём довольно сильно. Самую худшую динамику по TTCT (тест Торренса на креативное мышление) показывают дети (от детского сада до шестого класса).

Показала своим третьеклассникам мой любимый фрагмент из фильма "Люди в черном" (где Уилл Смит проходит собеседование). Интересный получился разговор. Дети хотят, даже выражают готовность создавать новое, не сливаться с толпой, искать оригинальные решения, двигаться против ветра. Так всё-таки может быть нужно помогать детям с этими спадами как-то справляться?

А вот про третий период снижения креативности детей, который приходится на 13 лет, думать не буду. Я хочу верить, что, когда мои выпускники пойдут в 7 класс, учителя вокруг сильно изменятся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий