Поиск по этому блогу

суббота, 23 декабря 2017 г.

Мыльные пузыри - загадка науки

Мыльные пузыри, восторженные крики, осторожное ожидание полета пузыря-рекордсмена. Может это занятие не для четвероклассников? Может… Если только это не тема для исследовательского проекта.

Кто не исследовал эту тему. Только ленивый. Но дети начальной школы - народ не принимающий все на веру. Именно поэтому проект Сони К. на тему "Мыльные пузыри - загадка науки" не оставил равнодушным никого. В исследовании принимали участие 6 групп. Было предложено 7 рецептов. Растворы изготавливали сами ребята. Необходимо было наблюдать каждый рецепт в 5 испытаниях:

- "Семья" (на поверхности стола надувать пузыри внутри друг друга - чем больше "семья", тем лучше);
- "Комнаты" (на поверхности стола пузыри надувались рядом друг с другом - комнаты должны соприкасаться друг с другом, должны быть достаточно крупными, чем больше, тем лучше);
- "Цветочек - закройся" (пузырь надувается внутри цветочка из мягкой фольги, лепестки должны подняться как можно выше);
- "Пузырь-гигант";
- "Пузырь-долгожитель".

Испытания проводились в два этапа. После первого этапа испытаний разных растворов, выяснили, что не все условия были соблюдены для получения удовлетворительных результатов.

Далее было проведено анкетирование, где детям и взрослым задавались вопросы. Цель анкетирования - выяснить понимают ли дети/взрослые "что такое мыльный пузырь", нравится ли быть активным участником выдувания или нравится только наблюдать за процессом, какие компоненты делают пузырь крепким и др.

По результатам анкетирования оказалось, что взрослым нравится быть активными участниками, дети знают множество рецептов приготовления хороших растворов, а также было замечено, что у опрашиваемых поднималось настроение, когда узнавали тему опроса.

После проведения второго этапа испытаний (участвовал раствор, приготовленный заранее, выстоявшийся сутки в холодильнике, на дистиллированной воде, с добавлением сахара и глицерина в правильной пропорции), ребята увидели разницу. Все остались довольны. Наш опытный Максим-Маг М. выступал ассистентом.

В ходе презентации результатов проекта дети узнали:

1. Этому открытию не менее 5 тысяч лет (пузыри появились раньше, чем изобрели пуговиц, часы, стекло, ложку, вилку).

2. На мыльных пузырях ученые изучали строение и поведение тонких пленок. Тонкая пленка мыльного пузыря, переливающаяся всеми цветами радуги, была предметом исследования и размышлений великого физика Исаака Ньютона.

3. Пузыри радовали детей и взрослых ещё во времена древней Помпеи (при раскопках Помпеи были найдены фрески с изображением детей, выдувающих мыльные пузыри).

4. Секреты мыльных пузырей интересовали философов, художников, учёных на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в 21 веке.

5. Англичанин Сэм Хист в 2007 году побил рекорд книги Гиннеса, он выдул мыльный пузырь, внутри которого находилось 50 человек.

6. Канадский мастер Фэн Янь побил установил новый мировой рекорд - 181человек в пузыре.

Завязалась дискуссия: "Что находится в пузыре", сами поспешили ответить "углекислый газ" (мы же выдыхаем углекислый газ), тут же получили контраргумент "а если пузырь получается не при выдувании, а при помощи приспособлений"??? Выяснили, лучшую рецептуру приготовления крепкого раствора, но вопросы остались, например, "почему сахар влияет на натяжение мыльной пленки", "как работает глицерин" и "раствор с желатином лучше или хуже последнего". 


























Комментариев нет:

Отправить комментарий