Поиск по этому блогу

воскресенье, 13 декабря 2020 г.

Эффект Пигмалиона или самосбывающееся пророчество

"Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) - это явление, которое возникает, когда неверное убеждение одного человека при восприятии другого человека (или цели), заставляет его действовать так, чтобы проявилось ожидаемое поведение". 

Проще: 
1. Люди ведут себя подсознательно так, как от них ожидают. 
2. Если вы убеждены в чем-то, то постоянно будете находить этому доказательства. 

💬 РОДИТЕЛИ. Поощрять, поддерживать, хвалить ребенка! Все родители об этом знают. Но наступает период под названием "школа" и оказывается, что вчерашний "сильно безупречный" малыш не соответствует их ожиданиям. В жизни ребенка и родителя появляется планка "ужешкольник". Можно долго на эту тему говорить с примерами из жизни (и моего собственного детства), но остановиться нужно на слове ОЖИДАНИЯ. Пересмотрите свои установки. Найдите маленькие достижения. Покажите ребенку, что вы заметили эти достижения (не только учебные, но и маленькие учебные тоже). Отреагируйте. И зациклите этот процесс. Всё. Работает эффект Пигмалиона (Розенталя). 

Знаете, что самое сложное в этой цепи алгоритма? Увидеть достижения (маленькие или малюсенькие). Для того, чтобы их видеть, надо внимательно смотреть. Всё время. То есть ЧАСТО быть с ребенком. И физически, и ментально. И тактильно, и эмоционально. И в деятельности, и в рефлексии. А автоматизировать умение замечать в ребенке "светящиеся детальки" - это высший пилотаж. 

💬 УЧИТЕЛЯ. Мне очень нравится фраза Сергея Плахотникова: "Ребёнок имеет право на невзрачность результата". Сместите акцент с анализа ошибок на процесс, в котором расцветают дети. С ошибками потом разберетесь. И снова волшебное слово "ожидания". И снова умение ВИДЕТЬ. То есть много-много смотреть на этого ребенка в разных ракурсах. "Он у меня не один", - говорит учитель. Так ведь никто не говорит, что легко. Но работает. Экспериментально установлено. Эффект Пигмалиона (Розенталя). 

💬 Я. Как я училась видеть "светящиеся детальки" и немного показывать детям то, что я вижу. Доска Инаковости. Когда-то я осознала этот факт и появилась в началке стена Элмера. Она работает до сих пор. Каждую неделю там появляются портреты детей, которые сделали что-то хорошее. Малюсенькое, но очень важное. Не только в учебе. В жизни. Хвалю. Восхищаюсь. И они меняются. Портреты - на стене, дети - в жизни. Ожидания преувеличены. Это ключ к созданию "ситуации успеха". В период дистанта доска Элмера тоже работала (одна из вкладок блога нашего класса "Учимся учиться": https://flashteka.blogspot.com/)
💬 ДЕТИ. Про доску Инаковости. Сегодня. Спустя два года. 

- У нас в школе есть доска Элмера, туда вывешиваются наши фото, когда мы сделали что-то достойное. (Эйтан Г.) 

- Мы хотим познакомить вас с добрым, честным и готовым пожертвовать собой слоном Элмером. Этот удивительный персонаж из книги Дэвида Макки. Многих детей, в том числе и нас, учителя размещают на доску Элмера. Это почётное место, на котором висят портреты тех, кто выделился каким-то положительным поступком. (Вова Ч.) 

- Элмера создал чудесный писатель Дэвид Макки. Этот слоник добрый и отзывчивый, а еще может пожертвовать собой, чтобы спасти друга. Элмер выглядит круто: красочный в клеточку. Он главный герой доски Почёта начальных классов. Тот, кто добрый и отзывчивый попадает на эту доску. (Рома М.) 

- Элмер очень добрый, отзывчивый, любознательный, любимый всеми. Он похож на ходячую радугу. На доску Почета попадают фотографии детей, которые хорошим чем-то отличились, достигли вершин. (Вита В.) 

- Элмер пришел к нам из книги. Он очень веселый, добрый, отзывчивый, любознательный, любит всем помогать. На доску Элмера попадают те, кто сделал доброе дело. (Вика Л.) 

- Персонаж фантазии Дэвида Макки – необычное животное. Слон в клеточку, каждая клетка разного цвета. Он имеет качества самого лучшего и преданного друга. Элмер добрый, заботливый, не оставит в беде. Я его запомнил с первого класса благодаря этим качествам. (Андрей А.) 

- Этот слон необыкновенный, поэтому к нему попадают те, кто проявил себя. (Миша Т.) 

- Чтобы попасть к Элмеру надо стараться и быть всегда добрым. На доску Почёта попадают не за хорошие оценки, а за старание! (Иванка З.) 

- Элмер не такой как все слоны. Он веселый, добрый, честный, любознательный, общительный и разноцветный. На нашей доске Почёта нарисован Элмер. И если ты сделаешь что-то доброе, твоя фотография отправляется к Элмеру. (Настя С.) 

- Элмер всегда поможет. Он честный и добрый. (Али Г.) 

- Элмер пришел к нам в школу из книги. Этот слон добрый, отзывчивый, дружелюбный. И начальные классы стараются быть с ним на доске Почёта, быть такими же как Элмер! (Озаряна С.) 
💬 Розенталь в своем эксперименте доказал подобное оправдывание ожиданий. 

1 эксперимент. 
Роберт Розенталь сначала провел эксперимент с крысами. Притом подопытными были не животные, а его ассистенты. 
Одной группе он сказал, что у них очень одаренные крысы, другой группе, что крысы обычные. На самом деле их отобрали в случайном порядке. 
Выяснилось, что исследователи, которые работали с "одаренными" крысами начали относиться к ним более лояльно. Они брали их на руки, гладили, подкрепляли их верные действия, оправдывали ошибки. 
В результате "умные" крысы, действительно, справились с лабиринтом лучше! 

2 эксперимент. 
Роберт Розенталь совместно с Якобсоном продолжил исследование явления в школах. испытуемыми были учителя, но они об этом, конечно не знали. 
Ученые, якобы, провели тестирование детей и выявили самых одаренных. На самом деле дети были отобраны случайно. 
Учителя, очень удивились, что некоторые ученики попали в этот список, ведь раньше они не показывали выдающихся результатов. Дальше события развивались по тому же принципу, что и в эксперименте с крысами. 
Учителя подсознательно начали поощрять "одаренных" детей, уделять им больше внимания, хвалить. 
Результаты были удивительными! Дети, которые раньше ничем не отличались от сверстников стали показывать лучшие результаты в учебе. 

3 эксперимент. 
Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля. Военнослужащие были разделены на 3 группы. Первой группе поставили целью преодолеть расстояние в 30 км, второй - 40 км, а третьей - 60 км. Фактически дистанция была равной. Однако убежденность солдат в достоверности сведений была настолько прочной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа финишировала последней. 

💬 Миф о Пигмалионе.
Название психологического явления происходит из легенды о Пигмалионе, который, как известно, создал статую прекрасной девушки - Галатеи. Он полюбил ее всей душой и ни одна живая женщина не могла ее затмить. 
Он начал думать, как оживить статую, он проводил с ней все дни и ночи, относясь как к живому человеку. В результате богиня Афродита, видя такую веру и любовь, оживила Галатею. В результате, страстное желание Пигмалиона помогло осуществиться его мечте. 

💬 Таким образом, преувеличенные ожидания родителей/учителей оказывают влияние на развитие учеников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий