Поиск по этому блогу

пятница, 30 июля 2021 г.

Про эффективное взаимодействие, «поведение чемпионов» и ментальные навыки

История о том, когда внутри своей команды мальчишки соревновались друг с другом, и борьба за лидерство увела их далеко от достижения общей цели.

Я редко объединяю в команды по принципу «мальчики/девочки». В этом случае мне хотелось посмотреть на то, как будут (и будут ли) различаться способы взаимодействия в группе, объединенных по такому принципу. 

Дети знакомились с понятием диаграмма. Им нужно было визуализировать данные на общем чертеже, проанализировать получившуюся картинку, подтвердить или опровергнуть гипотезу. Данные, которые они закладывали в высоту столбика была их скорость (шаг, бег). Каждый вычислял свою скорость по расстоянию (одинаковое для всех) и времени, которое затратил на прохождение отрезка пути. Ну, и еще гипотеза: «чем выше человек, чем длиннее ноги, тем выше его скорость». И соревновательность немного должна была подогреть дело.

Что происходило у мальчишек. Во-первых, им хотелось победить (во что бы то ни стало!). Во-вторых, они начали искать способы «как выиграть у девчонок», а не решать, собственно, задачу. Самовыдвинулся лидер, который предложил: «я все построю», «я умею руководить». Но он не стал предводителем. Уже в начале самовыдвиженца большинство отвергли и сопротивлялись: «почему ты?» Выполняли команды нехотя, теряли время. Мальчишеская команда растекалась, расползалась во все стороны. Вовлеченности не наблюдалось. Фактически «лидер» сам рисовал столбики диаграммы, выстраивал очередность на чертеже, а потом и вовсе запутался. Энергия упала. Сопротивляемость наоборот возросла. «Захват власти» без согласия, мальчишеская конкуренция и «цель победить», – всё это привело к тому, что в результате мальчики продемонстрировали очень низкую командную эффективность.

Девочки делали по-другому. Их команда справилась почти в два раза быстрее. Почему? Они договорились о том, кто будет руководить и «болели» за общее дело. Они смогли довериться одной из них и принять правила этого лидера для «общего блага». При том, что желающих рулить процессом среди девочек много. А решение «руководителя» было очень простым. Она попросила построиться в шеренгу по росту, отметила имена на чертеже. А затем каждая подходила к общему чертежу и фиксировала свои данные (рисовала столбики). Никто не запутался. У лидера ещё хватило времени проверить правильность расчетов (кто в этом нуждался). Поддерживающе-помогающая атмосфера снимала стресс (режим соревновательности). Эффективность взаимодействия в команде девочек была достаточно высокой.

Эта история не про исследование и не про предметность. Здесь математика как средство. Здесь хорошо получилось проиллюстрировать детям (на их же опыте) возможность выбора способа взаимодействия для командной эффективности – это про skills for life.

А ещё вспоминается метод саморегуляции Л.Унешталя. В 1984 году шведский психолог Ларс-Эрик Унешталь перевернул мир спортивной психологии таким заявлением: «Вероятность того, что спортсмен станет победителем, возрастает, если он НЕ ставит перед собой цели победить». Доктор Унешталь работал со спортсменами мирового уровня, анализируя их привычки. Он выяснил, что чемпионы сосредоточиваются на задачах, а не на наградах. Их первостепенная цель – улучшить свой нынешний уровень, а не кого-то превзойти.

И это про ментальные навыки, про поддержку для обретения уверенности в себе: развитие волевых качеств, формирование навыков эффективного расслабления, использование эффективных способов (как командных, так и индивидуальных) достижения поставленной соревновательной цели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий