Поиск по этому блогу

среда, 14 июля 2021 г.

Замечать неочевидное

В художественных школах есть такой метод работы – групповое обсуждение домашних упражнений. Когда я училась в художке, нам давалась неделя, чтобы мы самостоятельно творили в разных техниках, оттачивая навыки. В конце недели каждый из нас предъявлялся. Мы выкладывали свои работы на полу, рассматривали и обсуждали «кто чем вдохновился». Выполняя домашку, не сложно было усадить себя за работу. Сложно было искать образы и сюжеты для композиции. Короче говоря, надо было сильно всматриваться в мир, чтобы появлялись новые идеи замысла. Мне кажется именно оттуда (из того запроса) пришло осознание умения видеть в некоторых случайных пятнах вокруг меня интересные образы. Видеть то, чего нет. В рисунках на обоях, в облупившейся краске на стене или потолке, в оторванном куске обивки сидения в трамвае, в растекшемся пятне на асфальте… виделись силуэты фантастических персонажей. На этих образах тогда часто строились мои сюжетные композиции для домашки.

Повзрослев, я узнала, что, во-первых, у этого явления есть название – арт парейдолия – «сенсорные иллюзии дополнения». Во-вторых, многие художники пользовались в своем творчестве этим приёмом. Например, Леонардо да Винчи писал, что символы и лица, увиденные им в трещинах на каменных стенах, вдохновляли его на новые произведения.

В период первого дистанта мы все искали что-нибудь очень интересное для встреч с детьми в онлайне. Мне на глаза попалась картинка в соцсетях: к предмету из окружения что-то пририсовано ручкой на плоскости листа, в результате мы видим цельный образ. Я тогда вспомнила про пятна-трещины из детства и подумала, что хорошо бы развивать воображение детей в таких упражнениях. И дети начали создавать инсталляции. Вот что получилось:
Позже я продолжила изучать этот феномен и узнала об бразильском иллюстраторе, который успешно извлекает образы из любых предметов, окружающих его. Виктор Нуньес (Victor Nunez) и его парейдолические иллюзии.

Парейдолизм – направление в изобразительном искусстве, в котором создание картин основано на особенности зрительного восприятия окружающего мира (парейдолических иллюзиях), способность человека видеть в случайных предметах различные образы.

Этот феномен известен давно, но какова его природа? Почему люди видят лица, образы, силуэты в пятнах или складках рельефа?

Люди «запрограммированы» распознавать лица с рождения, говорит доктор Нушин Гаджихани из Гарвардского университета.

Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. Наши далекие пещерные предки учились находить замаскированных в кустах хищников.

Картины-перевертыши гениального Джузеппе Арчимбольдо – также являются примером арт парейдолии.
Настоящий мастер парейдолии – это создатель оптических иллюзий Сальвадор Дали.
Одним из наиболее известных примеров парейдолии в истории искусства можно считать контур лица между облаками на картине Андреа Мантеньи «Триумф Добродетели» или конный рыцарь в облаках на картине «Святой Себастьян».
Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, – Иштван Орос.
Иллюстратор Скотт МакКлауд отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область.
Парейдолия – это врожденная способность, однако тип обнаруженных объектов зависит от предыдущего опыта, культуры человека и его социального статуса. То, что мы видим, может помочь понять нашу собственную личность. Этот принцип обосновал швейцарский психиатр Герман Роршах. Он создал тест «Пятна Роршаха» – ассоциации чернильных клякс.
Явление парейдолии научились имитировать компьютерные системы. По тому же принципу работает система распознавания лиц в Фейсбуке и цифровых фотоаппаратах.

Это явление наблюдается в автомобилестроении. Передняя часть автомобиля при определенных условиях схожа с человеческим лицом. А студия Pixar в мультипликационном фильме «Тачки» использовала это наблюдение и «очеловечила» автомобили.
Техника монотипия – принцип ее также основан на этом феномене.
Замечать неочевидное! 
Увлекательное и полезное занятие для любого возраста. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий