Поиск по этому блогу

воскресенье, 31 октября 2021 г.

Сказки учат детей правильно падать

Буклуки и классика сказочного жанра. Флешмоб сказочных буклуков. Инициация взросления.
Первая мысль, которая меня посетила перед запуском флешмоба – тема «сказка и взросление». Ведь мои ученики – уже младшие подростки. Как быстро уходят сказки из жизни взрослеющего ребенка? Что происходит в диалоге ребенок/подросток и сказка? Как в этой встрече «звучит» взрослый?

В этом диалоге ребенок «учится падать». А умению падать в жизни непременно надо учить. Вспоминаю свой опыт занятий дзюдо. Первое, что с нами начал отрабатывать тренер – это умение в броске правильно упасть. Когда человек в первый раз встает на лёд, перед тем, как он возьмёт разгон, ему важно показать, как остановиться и сгруппироваться при падении.

В сказках и мифах любой герой, проходя свой «путь», встречает препятствия, с которыми не в силах справиться сразу. Здесь и происходит «падение». Согласно анализу Джозефа Кэмпбелла структуры разных мифов и создания им концепции «мономиф», наш герой, правильно сгруппировавшись, преодолевает препятствие достойно, перерождается и возвращается домой, становясь в этом испытании гораздо сильнее и наполненее.
Если не учить ребенка падать, если долго «стелить соломку», если внушать детям, что в их жизни «не может и должно быть ошибок», значит вводить детей в сильное заблуждение. Значит обманывать и их, и себя. Значит не помогать случиться правильному взрослению.

«Уходит из жизни сказка», —
Кто-то сказал, взрослея,
И все подпели...
А снег ликовал:
«Уж я-то знаю,
Куда она уходит,
Чего она ждёт...»
И цвёл — нет, падал,
И падал, как цвёл,
И мы понемножку учимся
Падать.

                   Максим Печерник

Тему сказок со своими взрослеющими детьми так широко коснулись, наверное, в последний раз. Глубокий грустный вздооооох… Поэтому захотелось сделать по-особенному.

Буклук («book» - книга, «look» - образ, взгляд).
Книжный образ. Книжный натюрморт. Фотопортрет сказки.

Ребята делали два кадра. Один для викторины (без обложки книги). Собрав все буклуки в одной викторине, ребята другого класса смогут поиграть-поотгадывать сказку. Второй - для книжного флешмоба (с обложкой).
 
 
 
  
 
В постановке буклуков еще можно поучиться работать:
- с фоном (может добавить атмосферности);
- с композицией (есть опыт работы с видоискателем, но о критериях хорошей постановки неплохо бы вспоминать);
- со светом и тенью (добавляет эффектов);
- с разнообразием, количеством, величиной деталей, их уместностью;
- с размещением (накладывание, перекрывание, вывод на передний/задний план).

Увлеклись. Теперь можно предложить делать свою коллекцию буклуков из книг других жанров. Не сказок. Но...

В жизни всегда есть место для сказки!
Не обязательно детства пора
Точки расставит, добавит раскраски
Долгая жизнь и большая игра.

Взрослые игры – правила правил:
Чтобы мёд-пиво текло по усам,
Капельку детства каждый оставил,
Сказку свою он придумает сам...

                                    Петр Нефедьев

Комментариев нет:

Отправить комментарий