Поиск по этому блогу

четверг, 9 марта 2017 г.

Образовательное путешествие вместе с ГлобалЛаб

Алгоритм работы в рамках сетевого образовательного модуля с использованием платформы ГлобалЛаб и учетом структурных элементов СОМ, может быть, например, таким.
В предметном блоке определяется тема, цели, предметное содержание в соответствии с программой учебного курса «Окружающий мир». В программе 2 класса по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» заложены темы «Заглянем в кладовые земли», «Формы земной поверхности».
Был выбран маршрут образовательного путешествия «Крымские горы. Чатырдаг. Мраморные пещеры». Перед путешествием перед детьми ставились образовательные задачи в несколько иной нетрадиционной форме, а именно при помощи сортировщика платформы ГлобалЛаб: выбираем «расширенный поиск» и вместе с детьми обнаруживаем возможности и перспективы, которые открывает нам этот замечательный ресурс. Делаем это в несколько этапов:
· если в расширенном поиске вводим тему «Горы», получаем от сообщества ГлобалЛаб ряд проектов (их название и описание) – одни нам подходят, другие не подходят, обсуждаем это с детьми;
· если закладываем тему «Пещеры», то видим результат по темам предлагаемых направлений проектов и схожий, и отличающийся в сравнении с предыдущим ключевым словом «Горы», обсуждаем это с детьми;
· в случае, когда хотим поискать темы проектов по теме «Крымские горы» или «Пещеры Крыма», мы обнаруживаем информационный дефицит на данном ресурсе («найдено проектов 0»), то есть возможны перспективы работы в этом направлении, обсуждаем этот факт с детьми.
Что это может нам дать в работе с младшими школьниками? Во-первых, отрабатываем навык работы с ГлобалЛаб; во-вторых, выбирая темы проектов, дети самостоятельно ставят перед собой задачи образовательного путешествия, осуществляется проблемное погружение в тему исследования; во-третьих, определяют для себя с помощью учителя целевые установки (какие термины незнакомы, о чём почитать в справочнике, фотографии каких объектов необходимо сделать, на что обратить особое внимание, формулировка исследовательских вопросов); в-четвертых, повышают свою мотивацию (ребёнок уже не пассивный наблюдатель, а активный исследователь); и, наконец, в-пятых, видя дефицит темы исследовательского проекта на ГлобалЛаб, дети могут предложить в конструкторе идей свое направление (в данном случае исследовать особенности Крымских гор или уникальность пещер Крыма) что побуждает ребенка запланировать непосредственное участие в создании своего собственного проекта на базе платформы ГлобалЛаб.
Далее, определяем с детьми несколько тем проектов на ГлобалЛаб, которые подходят/интересны нам для нашего образовательного путешествия «Крымские горы. Чатырдаг. Мраморные пещеры», а именно: «Путешествие по самым необычным музеям», «Интересные геологические объекты», «Сталактиты. Что это за чудо-сосульки?», «Что вы делаете для поддержки экологии?».
Класс разбивается на 4 подгруппы (по количеству выбранных тем), каждая подгруппа получает одну из четырех тем и разрабатывает строчку в будущем маршрутном листе. Далее каждая подгруппа следует правилам работы с проектом в пространстве ГлобалЛаб на начальном этапе: чтение протокола, просмотр вопросов анкеты, определение информационных дефицитов, составление перечня терминов, требующих проработки, формулировка исследовательских вопросов. Каждая из 4 подгрупп должна сформулировать, презентовать и обосновать разработанную строчку будущего маршрутного листа, который станет необходимым инструментом, организующим деятельность обучающихся в познавательном (предметном) блоке СОМ. Структура строчки маршрутного листа может быть построена с учетом вопросов анкеты исследования выбранного проекта ГлобалЛаб.
Продолжение работы в познавательном блоке – это индивидуальный и групповой процесс сбора информации. Сначала источниками информации могут служить энциклопедии, справочники, словари и др. Далее в процессе осуществления образовательного путешествия дети продолжают заполнять маршрутный лист, который состоит не из четырех строчек, а из пяти (четыре темы проектов, выбранных на базе платформы ГлобалЛаб, пятая строчка – дополнительная информация, которая не легла в основу предыдущих четырех предложенных проектов, информационный «пробел»; осуществляется возможность искать, вычленять, дополнять уже предложенные сведения об основной теме исследования, а позже анализировать и сортировать эту информацию).
В соответствии с поставленными целями и задачами в продуктивном блоке формулируются ожидаемые образовательные результаты, критерии, показатели, уровни и индикаторы оценивания этих получаемых образовательных результатов.
В контексте данного образовательного модуля индикатором – показателем, который отражает качественные изменения процесса познавательной активности младших школьников, будут являться продукты проектно-исследовательской деятельности, а именно:
- заполнение маршрутного листа («до» образовательного путешествия, «в процессе» и «после» него);
- каталог-глоссарий (в формате приложения iSpring);
- интерактивная книга (в формате приложения iSpring);
- временная шкала (в формате приложения iSpring);
- лэпбук (как закрытый, так и открытый – с возможностью вносить дополнения);
- ментальная карта (как групповая, так и индивидуальная);
- формулировка идеи (платформа ГлобалЛаб – конструктор идей);
- индивидуальное участие в одном из четырех (либо во всех четырех) выбранных по теме проектов (платформа ГлобалЛаб – заполнение анкеты исследования с использованием «добытой» разными способами информации);
- анализ, обобщение и презентация визуализаций, инфографики по результатам участия в проектах по исследуемой теме (платформа ГлобалЛаб);
- разработка и размещение собственного проекта на платформе ГлобалЛаб с презентацией идеи, гипотезы и ожидаемых результатов;
- подготовка презентации (демонстрации результатов деятельности).
В процессе реализации презентационного блока осуществляется демонстрация итоговых продуктов в формате конференции. Поскольку дети работали в подгруппах, учреждаются номинации в каждой подгруппе, определяются лидеры как в групповом, так и в индивидуальном зачете. Финальным аккордом, безусловно становится рефлексия и оценивание (самооценка, взаимооценивание, внешнее оценивание).

Комментариев нет:

Отправить комментарий