Поиск по этому блогу

суббота, 27 января 2018 г.

"Путешествие по Древнему Египту"

Раздел "Страницы всемирной истории". Тема урока по окружающему миру "Мир древности: далёкий и близкий. Древний Египет" + русский язык, математика, технология.
Предварительно дети получили ссылку на занимательные уроки Р.Саакянца - фильм "Всемирная история. Древний Египет" (домашнее задание).
Главная задача модуля - собрать карту из 4 частей, которые находятся в Луксорском храме, в Долине царей, в пирамиде Хеопса, у древнеегипетских богов и расшифровать.
По материалам исследуемой информации составила 4 блока вопросов (по названию этапов: храм в Луксоре, Долина царей, пирамида Хеопса, боги Египта), в каждом блоке по 4 вопроса разной степени сложности (5 баллов, 10 баллов, 15 баллов, 20 баллов). Соединила все в викторину "Своя игра"
Каждая команда получала мини-энциклопедию и маршрутный лист, в котором указывались страницы, где аккумулируется искомая информация. Изучали материал поэтапно, фиксировали главное в удобной для команды форме, в рамках определенного заранее времени. После сигнала команда должна была закрыть энциклопедию и отвечать на вопросы из викторины "Своя игра", опираясь только на свои записи, схемы. 
Правила традиционной игры частично оставила (если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу вопроса), частично изменила (за неполный или неверный ответ баллы не вычитались, давался шанс дополнить ответ, но максимальное количество баллов за этап уже команда не получала). Ответы давали все команды на обороте своей сигнальной карты. Каждая команда после 4 вопросов получала часть карты Древнего Египта. Если собрать всю карту их 4 частей, можно прочитать послание, написанное древнеегипетскими иероглифами.
Продолжали учиться работать с информацией (поиск нужных понятий, умение выделять главное, отсекать ненужное, замечать существенные детали, фиксировать, формулировать).
Чтобы пройти весь путь, каждой команде необходимо два раза пересечь Нил (на карте наглядно это видят). Первая переправа через Нил - русский язык. Вторая переправа - математика
Отправляясь в путь, знакомились с правилами, получали мини-энциклопедию, маршрутный лист, традиционно распределяли роли в команде, изучали значения египетских амулетов (жук скарабей-бога Ра, "всевидящее око"-Уджат, кошка Бастет, анкх Исиды - в ходе игры команды дополнительно награждались картинками амулетов за определенные "заслуги").
1 этап. Храм в Луксоре. (Блок исследуемых понятий: географическое положение Египта, моря, реки, столица, древние города Египта, историко-географические особенности).
2 этап. Долина царей. (Блок исследуемых понятий: древние города, царство мертвых, фараоны, мумии, комплекс гробниц, усыпальницы, храмы, поверья, хитрости и ловушки от расхитителей гробниц).
3 этап. Пирамида Хеопса. (Блок исследуемых понятий: самая первая пирамида, самая маленькая и самая большая пирамиды, ступенчатая пирамида, чудеса света и пирамиды, большой Сфинкс и гранитная стена, папирус и применение - от рогож до лодок).
4 этап. Боги Египта. (Блок исследуемых понятий: Ра (Гор), Осирис, Анубис, Исида, Хатор)
Осуществляя первую переправу через Нил, выполняли игровое задание "карусель прилагательных". Подбирали словосочетания прилагательное+существительное (все о Египте) мужского, женского, среднего рода и множественного числа (каждый по 4 словосочетания). В команде словосочетания не должны были повторяться. Отрабатывали правописание родовых окончаний прилагательных - 24 по 4 словосочетания. 
Выполняя вторую переправу через Нил, находили периметр и площадь основания перамиды, при длине стороны основания - 27 метров. Зная, что почти все египетские пирамиды имеют квадратное основание, стороны которого ориентированы строго по сторонам света, с периметром справились. При нахождении площади основания, столкнулись с затруднением. Надо сказать, что с письменным умножением двузначного числа на двузначное (2727дети не знакомы (по программе эта тема дается примерно через двадцать уроков). Сознательно даю возможность детям разобраться немного раньше, чтобы дать больше времени понять каждому в своем темпе. Коллективно искали способ умножения двузначного на двузначное, не имея навыка. Пришли к тому, 27 можно сначала умножить на 20 (умножать на числа, оканчивающиеся нулями дети умеют), потом 27 умножить на 7, полученные результаты сложить. Составили алгоритм умножения на двузначное число, на который будем опираться в дальнейшем.
Исследовали древнеегипетский алфавит.
Узнавали, что иероглифы произошли от небольших изображений предметов, некоторые рисунки изображали звуки, подобно буквам алфавита, удивлялись, что гласные не всегда употреблялись египтянами на письме. Писали свои имена, используя расшифровку египетских иероглифов и веселились, когда не находили необходимых гласных в алфавите древних египтян.
Расшифровав древнеегипетские иероглифы на собранной карте, дети получили текст: 
"Клад твой". 
Это место для рефлексии. Был вопрос к детям: "Что стало кладом на уроке для каждого из вас?" Ответы писали на кошке-амулете (для египтян Бастет - богиня солнечного тепла, радости, плодородия, защитницы детей). Очень символично:
На уроке технологии делали модель пирамиды. Выполняли чертеж развертки не по образцу! Проблемная постановка вопроса о переносе чертежа с формата А4 на А3 организовала на поиск решения. Но это отдельная история...

Комментариев нет:

Отправить комментарий