Поиск по этому блогу

вторник, 11 июня 2019 г.

"Смешные" картинки на серьёзную тему

Стереотип "картинки - это несерьезно" популярен и силен. Зрение, как известно, мощный инструмент, полезный не только для эстетического удовольствия, но и для мышления. О приоритете зрительной информации при работе с большими текстами многие уже писали. Но больше всего удивление и восхищение вызывает отчаянный и смелый ученый Ник Саузанис, который защитил диссертацию в виде комикса.

Свою знаменитую научную работу ученый написал (нарисовал) и защитил в 2014 году. Диссертация-комикс стала своеобразной сенсацией и в 2015 году её опубликовало известное академическое издательство "Harvard University Press". Работа получила несколько престижных литературных и научных премий и переиздана на многих языках.

Ник Саузанис демонстрирует, что сочетание рисунков и текста в комиксе - это мощное средство выражения сложных, многоуровневых идей. Именно это делает комикс прекрасным способом "включения" воображения и визуального мышления и генерирования собственных идей.


Как комиксы организуют время в пространстве, разбирались с ребятами, участвуя в школьном конкурсе на тему "Эвакуация". Тема для детей не столько сложная, сколько скучная. Расширяли жанровое своеобразие комиксов, развивали внутреннее зрение и воображение. 
Цель: развитие визуального мышления, формирование навыков безопасного поведения во время ЧС. 
Здоровье и безопасность детей является предметом каждодневных обсуждений, начиная с первого класса (когда учитель объясняет детям, как вести себя в коридоре, столовой, гардеробе). В последнее время добавилась тема о безопасном поведении во время чрезвычайных ситуаций. Но как помочь ребенку усвоить шаги: "делай раз, делай два"?
Комиксы - это "истории с картинками", которые соединяют литературу и изобразительное искусство в единое повествовательное действие. Этот формат помогает выстроить ребенку историю последовательно, что очень важно при освоении алгоритма действий во время эвакуации. В комиксах мало текста, но порой картинка может объяснить что-то гораздо яснее, чем длинное описание. Визуальный материал хорошо усваивается и запоминается.
Познакомились с историей комиксов от наскальной живописи до наших дней. Обсудили особенности - общий стиль, расположение реплик, завершенность истории, финал. Охарактеризовали некоторых известных миру персонажей комиксов. Каждый ребенок придумал собственный сюжет на заданную тему. Чтобы избежать сухости, ребята добавили в повествование выдуманных героев.

Этапы:
Блок А: подготовка
Идея: от начала и до финала
Придумываем уникальных и неповторимых персонажей
Превращаем сюжет в сценарий

Блок Б: рисуем
Делим сюжет на кадры (раскадровка)
Раздаем реплики и создаем текстовые пузыри
Прорисовка

Блок В:
Выставка-презентация

В доступной для младших школьников форме усвоили понятия: "Безопасность - состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности и государства" (ст. 1 Закона РФ "О безопасности") и "Эвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу и выводу населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций". Но самое главное - учились образно обобщать информацию, развивали визуальное мышление.
Нет сомнений в том, что зрение (в том числе, внутренне зрение и воображение) - сильнейший инструмент общения, мышления и памяти. И сегодня мы осваиваем этот инструмент, как когда-то человек осваивал другие орудия труда и познания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий