Поиск по этому блогу

среда, 22 мая 2019 г.

Корабли и таинственный остров Сейбл

1. По пути в класс дети получают задание разобрать карточки для деления на команды. Должно получиться 6 команд (по типу назначения водных транспортных средств (1-исследовательские, 2-военные, 3-рыболовецкие, 4-круизные, 5-подводные суда, 6-грузовые). Парты расставлены для работы в группах, на каждой парте лежит соответствующая картинка водного транспортного средства). Дети не получают никаких инструкций, опираясь на свой опыт и интуицию, формируют команды, сигнализируют о готовности.
2. На этапе повторения изученного материала дети отвечают на проблемные вопросы с опорой на ленту времени и карточки на потолке.
(В виде чего у нас лента времени под экраном? Почему? С чего началась эволюция автомобиля? Почему изобретение колеса называют уникальным изобретением человека? Почему на ленте-дороге есть кольцеобразное движение развития автомобиля? День рождения автомобиля? Что такое патент? Автомобилей много, но все они имеют одинаковые части. Какая часть делает автомобиль автомобилем? Почему? Что есть в автомобиле, что обеспечивает безопасность? Почему именно эти два логотипа авто я прикрепила над входом? (Бенц, Даймлер и Форд - пионеры автомобилестроения)
Получаю огромное удовольствие от ответов детей. Рассуждают со знанием дела, обосновывают, ведут мысль. Ликую (значит урок про автомобили пророс).
3. Планировала поиграть в классификацию автомобилей по их назначению с опорой на "модели", сконструированные дома по развертке (легковые, грузовые, грузопассажирские, автобусы, спецтранспорт, спортивные). Не пришлось. Ребята это сделали самостоятельно в начале учебного дня (развлекались, рассматривая модельки друг друга).
4. Выясняли с опорой на личный опыт, что же такое "судно", "корабль". Обращались к словарю (1. Слово греческого происхождения, из καραβιον (судно, корабль). Из того же источника ведет свое происхождение и итальянская каравелла. 2. В славянских языках понятие "судно"обозначалось словом "корабь", потому что некогда в очень отдаленные времена, суда действительно представляли собой лодки, сделанные из коры 3. Тюркское слово "суу" это вода, "суунар" - моется, может, от этого слова произошло слово "судно"? Между делом вспомнили про речку Суук-Су в Артеке, что в переводе с тюркского означает ее название - "холодная вода").
5. Сформулировали тему, задачи, главный вопрос занятия.
6. Начали работать по теме урока.
"В приключенческих романах Жюля Верна и повестях Киплинга рассказывается о мужественных морских "волках", которые бесстрашно сражаются с морской стихией на ветхих парусных судёнышках и выходят победителями благодаря физической силе и природной смекалке. Но с тех пор многое изменилось на море. Практически не осталось необитаемых островов...", - начала я погружение в тему. 
"Один такой необитаемый остров я знаю. Предлагаю отправиться в путешествие к самому удивительному, самому таинственному и самому коварному острову из всех когда-либо нанесенных людьми на карту земного шара", - продолжила я в абсолютной тишине, зацепив ребят мотивационным крючком.
"Итак, в Атлантическом океане неподалеку от Канады расположен остров Сейбл, который называют "пожирателем кораблей". Остров, имеющий узкую серповидную форму и длину около 42 километров, возник благодаря встрече тёплого течения Гольфстрим с холодного Лабрадорского течения в этом месте. Главной опасностью для севших на мель здесь кораблей являются его зыбучие пески, которые скрывают различные типы кораблей от парусников до пароходов. Всего на острове Сейбл зарегистрировано свыше 350 кораблекрушений. Другим опасным явлением острова считается перемещение острова - из-за размыва песка с одной стороны и намыва с другой Сейбл движется на восток со скоростью приблизительно 200 метров в год".
7. Далее хорошо зашёл 4-минутный видео-ролик о блуждающем острове-пожирателе кораблей. 
8. Находясь под впечатлением, вычленили этапы нашего занятия-путешествия (крепкая команда, исследовательская смелость, надежный корабль).
9. 1 этап "Крепкая команда". Вспомнили о древней традиции давать названия кораблям. Оказалось, что не все знают кому принадлежит выражение "как корабль назовешь, так он и поплывет". Согласились, что название судна определяет его судьбу. Дали имена своим командам-кораблям.
Делаю акцент: "Чтобы не попасть в ловушку острова Сейбл, какие умения необходимы команде?" (внимательность всех членов команды, специальные умения, сообразительность, работа с картой, компасом). Работу с "картой и компасом" предлагаю отложить на конец урока, вызывая недольство (чему ужасно рада).
У каждой команды набор карточек (Эволюция водного транспорта). Необходимо расположить эти карточки на ленте времени. Для этого каждая команда может изучить информацию об истории возникновения кораблей. Задача - не только разложить карточки на парте в нужной последовательности, но и суметь найти в энциклопедии интересные факты из истории развития водного транспорта. Размещаем на ленте времени карточки от ручья к океану с комментированием. 
10. 2 этап "Исследовательская смелость" (подготовка к путешествию, любознательность, работа с информацией). 
В этом детям помогала мини-энциклопедия №2 (Виды водного транспорта). Когда ребята делились на группы, они обратили внимание на то, что у каждой команды водное транспортное средство отличается от корабля другой команды. В энциклопедии №2 собраны описания разных судов с учетом их назначения (для чего был создан этот корабль, чем занимается, какая его главная задача). Каждая команда знакомится с содержанием энциклопедии и находит информацию о том корабле, который лежит у них на парте. Команды готовят презентацию о своем корабле и выступают перед остальными. 
11. В физминутке использован потолок, на котором заготовлены известные детям по предыдущему уроку логотипы машин. Дети выполняют движения глазами, повороты, хлопки, приседания, подпрыгивания в сторону названного логотипа с задачей. На "подумать" уходит не очень много времени (предыдущий урок пошёл впрок).
12. 3 этап. «Устройство корабля». 
Вспоминаем об опасном острове. Соглашаемся, что нам нужен самый надежный корабль. Предлагаю сконструировать его вместе. 
С опорой на личный опыт пытаемся разобраться из каких частей состоит корабль. Каждая команда на своем рисунке подписывает его части (выводим стрелочками). На маркерной стене рисунок-схема. После мозгового штурма совместно с детьми (с опорой на схему в учебнике) наполняем схему на маркерной доске, называем части корабля. Комментируем, какими будут НОС, КОРМА, ПАЛУБА, ПРАВЫЙ БОРТ, ДНИЩЕ, ЛЕВЫЙ БОРТ, НАДСТРОЙКА (и почему).
13. Вкратце беседуем о том, что обеспечивает безопасность на корабле? (шлюпки, круг) Какого цвета? Почему?
14. И здесь дело доходит до КАРТЫ и КОМПАСА. У команд есть карта, но как с ней работать? Формулируем задачу на перспективу (научиться работать с новыми инструментами). Дети воодушевились: "Я умею!" Хорошо. Возвращаю к сюжету, прошу вспомнить местонахождение острова по описанию в начале урока. Удивляюсь, потому что вспоминают. Предлагаю задание "Нанести знак-местонахождение острова на карту" перенести на следующий урок, но дети сопротивляются... И на перемене наперегонки мы идем к коридорной карте-стене (перед этим вспоминаем названия материков) и отмечаем-таки!
15. Рефлексия. 
Своё эмоциональное состояние наносим цветом на именной кораблик, который достался во время деления на команды (красный/отличное, синий/среднее, коричневый/грустное). 
Мне важно, чтобы дети учились оценивать свою собственную активность во время групповой работы на уроке. С обратной стороны картинки клеим магнит (если высокая активность, крепим свой корабль в район океана, если средняя - в район моря, если низкая - в район ручейка). БОльшая часть оказалась в океане.

Комментариев нет:

Отправить комментарий