Поиск по этому блогу

четверг, 13 июня 2019 г.

История о детской субъектности

За три недели до конца учебного года радостно и торжественно я внесла в класс коробку с набором "Акваферма". "Радостно" - потому что предвкушала реакцию детей (никто из них не знал заранее о моих планах). А "торжественно" - чтобы привлечь внимание ребят (каждый раз, когда приношу всякие разности, ставлю на видное место и ожидаю… кучу вопросов, предположений, споров). 
Молчу. Сами задают вопросы, сами друг другу отвечают. А главный вопрос: "Когда же начнём?" Терпят (с трудом). Уходят на английский. 
Готовлю аудиторию для групповой работы. На центральном столе помещаю коробку с набором. Содержимое не достаю. Хочу максимально приблизить ситуацию к естественным условиям: "Всё сами!" На доске схема: "Рыбка удобряет, растения очищают". 
После английского языка влетают в класс (уже ждут чуда), рассматривают схему. Самые шустро-догадливые ищут рыбку. Самые организованно-дисциплинированные выносят лишние вещи (знают, уже и не спрашивают). Самые активно-любознательные не отлипают от меня с вопросами и догадками. Интрига процесса (рыбка-петушок) была спрятана от глаз детей в непрозрачном пакете. Но многие уже поняли, хотя и не до конца поверили: "Мы будем запускать живую рыбку?", "Сегодня?", "А где же она?", "Что нужно делать?" И вот она, матушка-мотивация и "хвостики" детской субъектности!

Перед детьми ставлю незнакомую и непривычную задачу: собрать и запустить замкнутую экосистему с рыбкой и семенами (акваферму). Всем вместе (29 человек и один набор) и не под руководством учителя. Сами! Как?
Догадываются, что "будет помощник", а именно: текст. Пугаю их тем, что этот текст-помощник - самый СЛОЖНЫЙ ТЕКСТ для многих взрослых.

А какой текст взрослые читают с большой неохотой? Правильно. Инструкцию. Пытаясь самой себе ответить на вопрос "почему многие взрослые не читают инструкцию?", я поняла, что иногда виноваты сами составители таких текстов. Поэтому перед тем, как давать детям инструкцию по сбору и запуску аквафермы, мне пришлось немного переделать этот специфический текст. Чтобы направить детей по правильному сценарию, составила более удобную для восприятия инструкцию. Сделала её более наглядной (добавила рисунки, схемы), для упрощения навигации разбила на этапы, этапы пронумеровала, язык повествования упростила. Однако (!), все термины сознательно сохранила. Незнакомые слова мы ввели с ребятами в обращение на этапе "погружение в терминологию". 

Очевидно, что не все дети одинаково быстро и качественно усваивают текстовую информацию (особенно текст - руководство пользователя). Учитывая разную скорость восприятия текста и особенности работы в группе некоторых детей, подливала масло в огонь разными проблемными вопросами, на которые можно было отвечать не сразу, а до конца сборки фермы (это детей очень заводит, но один из таких сложных вопросов так и остался открытым). 
Итак, 
1. Разобрались из каких текстов может состоять инструкция (сплошной, схемы, рисунки, смешанный). Вспомнили какие бывают тексты. Поразмышляли к какому типу можно отнести наш "нелюбимый взрослыми" текст. Ответили на вопросы: "для чего читают инструкции?", "какой вид чтения нужно использовать в нашем случае?". 
2. Составили план работы. 
3. Поработали со словариком с установкой на понимание. Команды по очереди объясняли незнакомые слова (по-деловому, наперебой!): аквабокс, экосистема, баланс, навигатор, помпа, субстрат.
4. Перечислили и рассмотрели комплектующие, сопоставляя с описанием перечня в инструкции. 
5. Далее работали с самой инструкцией (просмотровое, ознакомительное, изучающее чтение). 
Мне, как педагогу, было очень важно транслировать мысль о бережном отношении к живому организму (рыбке). Дети уловили главное: НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ прочтение инструкции может привести к неправильной сборке фермы, что в свою очередь повлечёт сбой в работе нашей мини-экосистемы и гибель живого организма. Очень трепетно отреагировали. Изучали ВНИМАТЕЛЬНО. 
6. Работа с инструкцией (подготовка материалов). Мыли камешки, субстрат, горшочки, помпу, готовили место. Искали силиконовые ножки (четвертую долго не могли найти - выбросили случайно). А когда нашли, дружно радовались. Устанавливали насос, готовили бокс и воду.
Вспомнили о технике безопасности (подключение помпы). 
7. Чтение дополнительного текста "аквариумный навигатор" (рекомендации по уходу, виды аквариумных рыбок, температурный режим). Измеряли температуру (по очереди). Какая температура будет комфортной для этой рыбки, выясняли сами. Сначала набрали в аквабокс слишком холодной воды. Искали способ повысить температуру. Перестарались. Начали понижать. Кто-то из детей предположил, что "надо воду перемешивать и ждать". Долго, но самостоятельно. Не торопила.
Недолёт...
Перелёт...
Оптимально.
8. Работа с инструкцией (сборка фермы). Капали жидкость для подготовки воды, органическое удобрение, работали с субстратом, рассматривали семена, осуществляли посадку. 
9. Последний этап. Запуск рыбки, а пока идет адаптация - любование. 
10. Потом рефлексия: 
- Научилась работать в команде, читать самые сложные тексты в мире. Меня удивили слова из словарика. (Маргарита М.) 
- Я узнал, что растения можно сажать не в грунт и что существует заменитель грунта. Понял, что если с аквариумом сделать что-то не так, то рыбка умрёт. Узнал, что овёс, гречиха, горох и салат могут так расти. (Владимир Ч.) 
- Я научился работать с инструкцией. (Даниил С.) 
- Мне очень понравилось. Я узнал, что растение может расти без почвы. Узнал, что такое аквабокс. Теперь я такой хочу тоже. Я узнал, что в природе всё связано. (Андрей А.) 
- Учились работать в команде, укладываться в 1 минуту, читать энциклопедии, думать, когда читаешь, факты о рыбке, зачем камни в воде. (Роман М.) 
- Полезного мы узнали, что если сделать ошибку, то ничего не получится. И еще я понял, что если ты идёшь к какой-то цели, то надо делать :) задачи. Мне понравилось запускать рыбку. (Сергей Г.) 
- Научился в энциклопедии быстро искать информацию про условия для рыбки. Учился чистить грунт. (Данила К.) 
- Мы собирали аквариум, я поняла, что каждой рыбке нужен свой уход. (Соня Л.) 
- Сегодня нам было полезно и весело, когда увидели нашу рыбку. Она очень красивая, но мы еще не знаем мальчик это или девочка. (Вероника Т.) 
- Мне очень интересно было делать акваферму. Мы завели питомца и научились работать в группах дружно. (Миша Т.) 
- Мне понравилось завести рыбку в акваферме. (Влад В.) 
- Понравилось строить ферму и работать со сложными текстами. (Платон Д.) 
- Я узнал, что есть субстрат. (Сергей З.) 
- У нас появилась акваферма! (Давид Л.) 
- Я научилась работать в команде. Испытала радость. Мы так и не узнали, что рыбка самец или девушка :) (Виталина В.) 
- Научились читать инструкцию, думать, работать в команде, изучать новые слова. Интересно. (Лиза Ш.) 
- Мне понравился этот день. Узнала, что рыбы-петушки бывают разные. Нравится узнавать новое. (Иванка З.) 
- Мне было интересно узнавать новые слова, отпускать рыбку. (Диляра Г.) 
- Мы дружно работали. У меня появилась новая подруга. (Сайде С.) 
- Мне понравилась, как мы в команде чистили грунт, сажали растения, выпускали рыбку. (Вероника К.) 
- Понравилось наблюдать за рыбкой. (Александра К.) 
- Было весело. Узнала, какие бывают рыбки-петушки. (Настя С.) 
- Мне очень понравилась рыбка-петушок. Очень интересно, что будет дальше. Надеюсь, что все будет хорошо и что ещё будет так интересно! (Ирина Д.) 
Последействие… 
Было решено дать имя питомцу, но для этого необходимо узнать "пол". Как? Сбегали в библиотеку (сами придумали, тропа туда протоптана) и принесли книгу, в которой прочитали, что у нас "мальчик" (и много еще чего интересного про бойцовских рыбок-петушков). Дали имя: Мак.
Ответ на главный вопрос: "Можем ли мы себе позволить не очень аккуратно относиться к нашей ферме?" я услышала единогласный ответ.
- Конечно нет, - отвечают (даже с некоторым возмущением). 
- Почему же? 
- Да потому, что мы САМИ все это собрали! (мораль грузинской народной сказки "Заработанный рубль" в нашей обработке). 
Послесловие...
Для чего все эти сложности? Во-первых, шлифовали свои организационные умения: понимать цель работы, планировать и контролировать свои действия, самостоятельно и коллективно оценивать результат, корректировать его (если надо), учиться исправлять ошибки. Во-вторых, осваивали умения смыслового чтения: понимать, зачем читаем, выбирать вид чтения в зависимости от цели, искать и выделять (извлекать) необходимую информацию в непривычном для детей тексте. В-третьих, развивали коммуникативные навыки, учились взаимодействовать, договариваться, двигаться к общей цели, демонстрируя зачатки субъектной позиции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий